Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Анкара ведет мутную игру для установления контроля над северными районами Сирии, расположенными у границы с Турцией. О том, как потом турки будут возвращать эти провинции под контроль Дамаска, президент Реджеп Тайип Эрдоган предпочитает не говорить. Пока он действует исключительно в тех районах, которые неподконтрольны правительственной армии Сирии. Пока…
Предательство даже в политике не поощряется
Противостояние ближайших натовских союзников – США и Турции – серьезная опасность для геополитических интересов американцев сразу в нескольких регионах – на Ближнем Востоке, на Южном Кавказе, в районах Черноморского бассейна.
В этом плане уже сейчас очевидно, что в каких-то вопросах Эрдоган попросту обыграл своего американского коллегу Дональда Трампа. В принципе, оно и понятно: у Трампа нет в руках того внутриполитического инструментария, который позволил бы ему делать то, что позволяет себе его турецкий коллега-диктатор.
Трамп даже не в состоянии уговорить своих внутриполитических соперников не наказывать Турцию за покупку российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Сенаторы и конгрессмены встали на дыбы: они не только приняли решение о том, чтобы исключить Турцию из программы по производству истребителей пятого поколения F-35, но и требуют принятия серьезных санкций против Анкары. И президент Трамп, фактически, ничего не в состоянии этому противопоставить.
Внутриполитическая система в США построена таким образом, что единственной козырной картой в руках президента может оказаться идея русофобии. Под этим соусом Трамп может протолкнуть любое решение на внутренней площадке. Вот и думает теперь: как бы обосновать поставки сотни истребителей пятого поколения F-35 стране, которая уже купила российские С-400. И никак не может придумать.
"Пять центов" в костер войны, или Кому на руку дестабилизация в Сирии>>
На сирийском плацдарме сложилась опять же непростая ситуация. Если американцы вдруг предадут своих единственных союзников – курдов – и развяжут руки Турции, то для сверхдержавы это будет геополитическим позорищем чистейшей воды. Предательство даже в такой беспринципной сфере, как политика, не приветствуется и не поощряется.
Американцам придется лавировать меж двух огней
С другой стороны, геополитические интересы США диктуют им необходимость сохранения дружественных, союзнических отношений с Турцией при любом раскладе. Ведь фактор защиты южных границ НАТО от "российской угрозы" еще никто не отменял, а Турция всегда была ключевым элементом в этом деле. Ну, не Румынии же с Болгарией брать на себя эту обязанность.
Как бы то ни было, выходит так, что Трамп, стараниями своих внутриполитических оппонентов, попал в сирийский капкан. С одной стороны, предать курдов и согласиться с условиями Эрдогана – значит бросить в воду миллиарды долларов, уже потраченных на сирийскую авантюру. С другой стороны, защита курдов и открытое столкновение с турецкой армией в Сирии будет означать серьезнейший конфликт с ключевым союзником по НАТО.
Уже понятно (и информационная лента это подтверждает), что если Эрдоган пустится во все тяжкие на левобережье Евфрата и введет свои войска на территории, где закрепились курды, то западная антитеррористическая коалиция напрямую не вмешается – сенаторы с конгрессменами не позволят. Но такое развитие событий будет свидетельствовать о полном поражении американцев в Сирии, чего Трамп тоже не может допустить.
Между американским молотом и российской наковальней: чьи ракеты окажутся в Турции?>>
Вот и получается, что Соединенные Штаты, скорее всего, будут вынуждены лавировать меж двух огней. С одной стороны – турки, требующие от Вашингтона прекратить поддержку курдских формирований. Тут следует добавить, что Анкара настаивает еще на создании "пояса безопасности" на территории Сирии длиной в 140 километров и шириной в 30-40 километров, который будет находиться исключительно под контролем турецкой армии.
С другой стороны – курды, которые вряд ли согласятся на сдачу территорий, отвоеванных у "Исламского Государства" (террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран – ред.) ценой большой крови. И отдавать свои позиции, военные базы, тяжелую бронетехнику, оружие, полученное от заокеанского спонсора, они вовсе не намерены.
Так что если американские и турецкие военные не найдут конструктивного альтернативного варианта, то в ближайшее время следует ждать серьезной бойни на левобережье Евфрата.
Эрдоган, кстати, уже заявил, что решение о проведении операции в восточных районах Сирии, уже принято. Войска, сконцентрировавшиеся на турецкой территории, выдвинутся в час икс, который наступит в ближайшие две недели. Как поступят в этой ситуации американцы, не совсем понятно. Уступят ли туркам, позволят ли создать буферную зону? Как будут объясняться с курдскими союзниками?
Будет ли достигнута договоренность?
Американо-турецкая встреча в Анкаре началась в понедельник утром, однако было бы наивно надеяться, что к концу дня будет сделано серьезное заявление, которое уладит ситуацию на востоке Сирии.
К полудню стало известно, что Турция продолжает настаивать на прекращении американской помощи сирийским курдам.
"Соединенным Штатам следует положительно отреагировать на наш запрос о прекращении их партнерства с YPG (курдские "Отряды народной самообороны") в Сирии" – это заявление главы турецкого внешнеполитического ведомства Мевлюта Чавушоглу прозвучало весьма категорично, если не сказать – ультимативно. Что ответят на это американцы?
Даже если к концу дня стороны и придут к какому-нибудь соглашению, то вряд ли об этом будет сказано вслух с трибуны. Договоренность если и будет, то келейная, со взаимными уступками, и объяснять ее курдам, да и мировому сообществу в целом, военные и дипломаты будут долго и замысловато.
Ясно одно: если турки в ближайшую неделю не перебросят войска на территорию Сирии, значит, Вашингтон и Анкара точно о чем-то договорились.