Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Модернизация КПП "Верхний Ларс", которую планирует провести российская сторона, положительно скажется на трафике грузовиков и легковых автомобилей. Однако эффект этой меры проявится лишь в летний период, а вот зимой ситуация на дороге, ведущей к Ларсу, все равно останется сложной. В этом уверены эксперты в Армении и Грузии.
Россия в 2020 году намерена реконструировать КПП "Верхний Ларс". При этом пропускная способность будет доведена до 3800 транспортных средств в сутки. Изначально при строительстве КПП предполагалось, что через него в день должны проезжать 170 грузовых, 200 легковых машин и 30 автобусов. Между тем, в 2019 году через "Верхний Ларс" в среднем проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин в день. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.
Руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения приветствовал инициативу российской стороны.
"Если речь идет о летнем сезоне, то задержка из-за трафика составляет от одного до трех дней, не больше. Это плохо, но не катастрофично. Естественно, с увеличением пропускной способности КПП сократится и время ожидания", - сказал Багдасарян.
Однако армянским перевозчикам также важно сократить время ожидания в очередях и зимой. Багдасарян отметил, что обычно зимой перевозчикам приходится останавливаться на территории Грузии из-за угрозы схода лавин на несколько дней. В результате образуются огромные очереди, следовательно, одна лишь модернизация КПП не поможет полностью решить проблему.
Дорога Квешети-Коби – спасение?
Спасением для перевозчиков может стать строительство дороги Коби-Квешети – наиболее проблемного участка автомобильной дороги, ведущей к КПП "Верхний Ларс". Зимой этот участок периодически закрывают из-за снегопадов. Согласно проекту, власти Грузии намерены построить дорогу длиной 22,7 километра, шесть мостов и пять тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.
Проект обойдется в 3,5 миллиарда долларов, и пока неизвестно, когда он будет полностью реализован. Грузинская сторона пока только определила победителя тендера на модернизацию участка Коби-Гудаури (часть дороги Коби-Квешети).
"В 2017 году собственник компании "Спайка" предложил властям Грузии принять участие в проекте в качестве инвестора или найти инвесторов для строительства дороги, понимая роль этого участка для Армении. Но тогда грузинская сторона заявила, что у них нет проблем с финансированием", - пояснил Багдасарян.
Он отметил, что в существующих реалиях реализация этого проекта очень важна для Армении. Автомобильную дорогу через КПП "Верхний Ларс" Багдасарян считает наиболее эффективной, по сравнению с альтернативными путями.
Его мнение разделяет и председатель общественной организации "Союз транспортных поставщиков" Егише Ованнисян. Он уверен, что без грузинского проекта вопрос очередей на КПП "Верхний Ларс" не решится.
Армению оставили без альтернативы "Верхнему Ларсу"? Итоги переговоров России и Грузии>>
"Модернизация КПП с российской стороны положительно повлияет на его пропускную способность. Но важнее увеличить пропускную способность самой дороги, ведущей к КПП, ведь сегодня она тормозит поток машин", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.
Какие перспективы могут открыться для Армении
Генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия в интервью Sputnik Армения отметил, что модернизация КПП положительно отразится на трафике. За счет этого сократится время пребывания на пропускном пункте почти вдвое, что облегчит жизнь многим импортерам.
В свою очередь директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что расширение автомобильной трассы и пропускной способности КПП "Верхний Ларс" позволят увеличить товарооборот между Россией и Арменией.
"Это выгодно, прежде всего, Армении. Расширение возможностей автомобильного сообщения между Россией и Арменией очень важно и с геополитической точки зрения, так как даст возможность образовать транспортную магистраль Москва-Ереван-Тегеран", - сказал Лепехин.
Значение магистрали повышается с учетом того, что сегодня активизировались транспортные магистрали не только с Запада на Восток, но и с Севера на Юг. В развитии отношений с Ираном, а через него и со странами Азии заинтересованы Россия, Казахстан и Беларусь. Эти страны могут выйти на Иран как раз через Армению.
Есть ли альтернатива Ларсу?
Егише Ованнисян считает наиболее удобной альтернативой "Верхнему Ларсу" дорогу через Иран. Армянские товары могут быть доставлены из Еревана в Джульфу (город на северо-западе Ирана – ред.), оттуда в Туркменистан, Казахстан или в российские города – в Оренбург или Омск.
Второй вариант – грузы из Еревана переправляются в иранский город Энзели, а оттуда на пароме в морской порт Оля Астраханской области России.
На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть маршрутов для грузоперевозок — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, КПП "Верхний Ларс") и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию).
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлемым для Армении считается маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее дороги, ведущей к Ларсу, на 80 километров, но осетинский маршрут предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа.