Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Мировому сообществу известно лишь то, что сорокакилометровый пояс безопасности вдоль всей сирийско-турецкой границы по левобережью Евфрата существовать будет. Что патрулировать там будут именно турецкие армейские части, но под неусыпным контролем западной антитеррористической коалиции, которую возглавляют США.
Вовремя предать значит правильно предвидеть?
Что там будет с курдскими вооруженными формированиями, которые вот уже почти десять лет контролируют эти районы, не говорится. А ведь на самом деле до недавнего времени сами американцы называли курдов своими основными союзниками в борьбе с мировым терроризмом на сирийской территории. Соединенные Штаты серьезно финансировали и опекали курдов. Платили деньги для того, чтобы там была создана серьезная военная инфраструктура, поставляли тяжелую бронетехнику и противотанковые ракетные установки. Якобы для того, чтобы бороться с боевиками "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в России и ряде стран – ред.) и прочими формированиями.
Однако изначально было ясно, что американцы имеют свои, далеко идущие планы касательно курдов, населяющих северо-восточные районы Сирии, близ турецкой границы. Курды и не скрывали, что надеются установить здесь свою собственную независимую государственность, о чем мечтали на протяжении веков. В закулисных переговорах США им это практически обещали. Как минимум на примере районов северного Ирака, где сейчас де-факто существует курдская широкая автономия со столицей в Эрбиле.
Позиция американцев более чем понятна и прозрачна. Не сумев свергнуть с трона законно избранного сирийского президента Башара Асада (виной тому – вмешательство России, у которой попросил помощи Дамаск), американцы решили добиться своего не мытьем, так катаньем. Расчленить территорию Сирии и основать по левобережью Евфрата (там, где самые богатые нефтяные месторождения) марионеточное государство, которое целиком бы подчинялось Соединенным Штатам. Так они решали сразу несколько жизненно важных геополитических вопросов.
Из двух зол выбрал меньшее: Эрдоган подставляет под удар своих идлибских протеже>>
Главное – сирийская нефть. Наложив на нее свою лапу, американцы смогли бы стать более свободными в своих региональных действиях, да и вообще в политике, которую ведут в отношении арабских государств. Ведь сейчас с Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами Вашингтону приходится серьезно считаться. В свете того, что в регионе существует Израиль – государство, наиболее опекаемое Соединенными Штатами – можно представить, как тяжело приходилось американской дипломатии. Ведь палестинская проблема, ломающая всю политическую игру США на Ближнем Востоке вот уже несколько десятков лет, и поныне никуда не делась.
Многослойный геополитический пирог
Во-вторых – существует Иран, который рвется на средиземное побережье, непосредственно в те районы, откуда будет тому же Израилю угрожать уже не гипотетически, а вполне предметно и конкретно. Сирийская бойня, которую откровенно спровоцировал в свое время тогдашний американский президент Барак Обама, в этом плане вышла для американцев боком. Иран выложился сполна, помогая официальному Дамаску, и сейчас требует долю своих преференций в качестве победителя в войне, которую Тегеран совместно с Москвой, смог выиграть.
Если ничего не помешает - саммит глав России, Турции и Ирана состоится в сентябре>>
Ну и третье – Соединенные Штаты выставили на кон в сирийском конфликте настолько серьезную ставку, что в случае поражения им придется уйти из региона надолго, если не навсегда. И тогда на Ближнем Востоке смогут вовсю развернуться те же Москва и Тегеран. Ну, если с иранцами проблема конкретная – сухопутная дорога через Ирак в Сирию, до западных районов, где Палестина и вообще Израиль, то с русскими проблема более глобальная, геополитическая. Если американцы уступят региональное влияние России, то им придется потесниться на международном рынке энергоносителей. А это недопустимо.
И во всем этом пазле появляется Турция, ломая все наработки и расчеты заокеанских экспертов. Ну не может согласиться эта натовская страна (вторая по своей армейской мощи после Соединенных Штатов) с тесным соседством с курдской автономией. И уж тем более с неким новым независимым курдским национальным государственным образованием. По большому счету именно поэтому и втиснулся Эрдоган в тройку стран – основных игроков на сирийской карте, предав своих союзников по НАТО. В первую очередь этого не ожидали США.
С самими главными игроками – Дамаском, Москвой и Тегераном – Анкара худо-бедно договорилась. На сирийскую территорию (западнее Евфрата) турецкие войска вошли с негласного согласия своих нынешних партнеров. Как вошли турки, так и выйдут, когда ситуация в остальных горячих точках нормализуется. А вот на левобережье Евфрата все сложилось не так, как планировали американцы. Анкара готова буквально на все, лишь бы не дать закрепиться тут курдам. Оно и понятно – можно себе просто представить, во что превратятся турецкие районы, прилегающие к сирийской границе, если тут вдруг серьезно обоснуются курды и начнут помогать своим соотечественникам в Турции.
Неужели Эрдоган получил мандат от самого Вашингтона?
Эрдоган в последнее время неоднократно угрожал своим натовским союзникам, что турецкая армия единолично оккупирует прилегающие к границе районы. Что оставалось делать американцам? Не воевать же с турками – кроме всего прочего, это стало бы концом НАТО. Вот и согласились с давлением Эрдогана и отдали на откуп эту территорию. Другое дело, как они это все будут объяснять курдам? Как отобрать у них оружие (в том числе и тяжелую бронетехнику), которую сами американцы и поставляли в большом количестве?
Солонников: США ведут информационную подготовку для расширения своего присутствия в Сирии>>
В любом случае, что-то американцы в пасьянсе просчитали не совсем правильно. Ведь договариваться надо было не только с турками и курдами. Ведь существует тройка основных игроков на сирийском треке – Дамаск, Москва и Тегеран, которые в качестве своей сверхзадачи объявляют полную территориальную целостность Сирии. И сидеть сложа руки они не будут, пусть эти территории по левобережью Евфрата контролируют хоть курды, хоть турки с согласия тех же американцев. С Идлибом бы разобраться.
Ну а если вдруг сами курды взбрыкнутся - ведь они тоже разные, эти курдские племена. Есть такие, которые внимательно слушают, что скажет заокеанский патрон, смотрят ему в рот. А есть такие, что и войну могут объявить предателям-американцам, договорившимся за их спинами с историческим врагом – Турцией.
А если курды вдруг сумеют договориться с Дамаском, к примеру, о нормальной, легальной автономии, которую им уже давно и настойчиво предлагает тот же Башар Асад? Тогда может получиться так, что на левобережье Евфрата воевать будут две регулярные армии – сирийская и турецкая.
Ведь все понимают, какой натуральный кровавый геноцид курдскому населению может устроить на территории в 140 километров вдоль сирийской границы (и в 40 километров вглубь) турецкая регулярная армия, если войдет туда, размахивая мандатом от самого Вашингтона. Это же будет натуральная бойня. И если американцы сознательно идут на это, исходя из своих геополитических интересов, то у Дамаска (которого поддерживают Москва и Тегеран) интерес другой – вернуть под свой контроль все свои территории, при этом бойню не допустить.