Чтить память усопших, строжайше соблюдать поминальные обряды, правильно хоронить, отмечать сороковины и годовщину смерти, — все эти погребальные традиции армяне свято сохранили на протяжении многовековой истории. Этнограф Светлана Погосян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказала, что в старину готовиться к погребальной традиции родные начинали с последних минут жизни человека.
"О том, что человек при смерти, в первую очередь предупреждали самых близких и родных. Это делалось для того, чтобы они успели попрощаться с ним", - пояснила Погосян.
Покойник
Сразу после наступления смерти, в тот же день, покойного омывали, одевали, пеленали. Было принято надевать на усопшего самые свежие, неизношенные вещи из его гардероба — от нижнего белья до парадной одежды. При этом утварь, которую использовали во время умывания тела, выбрасывали. Лишь после этих процедур покойного пеленали. Для этого использовалась ткань белого цвета.
"Предметы, которые использовали во время омовения покойного, выбрасывали. Считалось, что если это хранить дома, то откроется некая ниша, связующая душу усопшего и живых, что было нежелательно", - пояснила Погосян.
Она рассказала, что в старину армяне строжайше чтили память мертвых, но при этом остерегались всего потустороннего.
Не держали дома
Погосян отмечает, что в старину покойников не держали дома. После всех этих процедур усопшего относили в церковь, где собственно и проводилась панихида. При этом тело выносили из дома не через парадный вход, а через окно.
"Они считали, что тем самым не оставляют душе покойника и смерти возможности вернуться в этот дом", - пояснила Погосян.
Лишь самые зажиточные семьи могли позволить себе укладывать усопшего в гроб. Некоторые же заворачивали тело в ковер или выносили на специальных носилках.
Похороны
Хоронили лишь в присутствии мужчин. Женщинам запрещалось участвовать в церемонии, поэтому они сопровождали траурную процессию до входа на кладбище. Эта традиция также строго соблюдается по сей день.
"Женщины и дети посещали могилу только на следующий день. Кстати, лучшую одежду покойного отдавали могильщикам. Было принято оплачивать их труд, а также приносить еду", - сказала Погосян.
Женщины, сопровождавшие траурную процессию, раньше мужчин возвращались с кладбища и накрывали стол для поминок. Меню было строгим и скромным, в основном в него входили блюда из вареных продуктов – мяса, рыбы. На стол подавались также зелень, лаваш, соленья. Поминальный стол накрывали на седьмой день со дня смерти, отмечали сороковины и годовщину.
Погосян отметила, что вне зависимости от социального положения к годовщине скорбной даты члены семьи покойного старалась установить на могиле надгробный камень. На нем высекались даты рождения и смерти, имя и фамилия. Наиболее состоятельные заказывали хачкары или памятники.
Кстати, если человек совершал самоубийство или же уходил в мир иной некрещеным, то его хоронили не на общем кладбище, а на специальной территории. Большинство остерегалось посещения таких кладбищ. Некоторые считали их проклятыми и называли "кладбищами изгоев".
Траур
Близкие и родные покойного соблюдали траур и обязательно облачались в одежду черного или темно-синего цвета. В те времена черный цвет олицетворял горе, трагедию, поэтому никто в повседневной жизни не носил одежду такого оттенка.
"Это со временем изменилось отношение к черному цвету и даже знаменитая Коко Шанель говорила, что в каждом женском гардеробе должно быть маленькое черное платье. Однако раньше старались не носить черное, поскольку это было признаком траура", - объяснила Погосян.
Если женщина овдовела совсем молодой, то могла носить траур всего год. По истечении этого срока ее вновь выдавали замуж. Если мужа теряла женщина средних лет и старше, то была обречена носить траур до конца своих дней.
Траурный наряд был скромным и состоял из платья темного оттенка, без украшений, ярких головных уборов. Женщины в трауре не выходили днем на улицу, не принимали участия в мероприятиях.
Мужчины в трауре носили бороду или надевали шляпу наоборот. На сороковины мужчины выходили из траура: старшие из родственников или крестный водили их в баню, к парикмахеру и сбривали бороду.
Пожизненно, невзирая на возраст, в трауре находились те, кто терял детей.