Еврокубковая наполненность августовского футбольного календаря сама по себе диктует тему разговора, тем более что на этот момент клуб "Арарат-Армения" (его, в прошлой московской инкарнации, я возглавлял) находится в шаге от попадания в групповой турнир Лиги Европы и, соответственно, в историю армянского футбола.
Многие вещи не раскрываются, о них не говорят вслух, но я понимаю так, что, как и "Арарат" московский, так и нынешний армянский, финансировались Самвелом Карапетяном. Нам тогда не объясняли про спонсоров, но за тот проект отвечал Арам Габриелянов. Впрочем, меня, как тренера, это не касалось, меня интересовало то, что с игроками, которые были в команде второго дивизиона, можно было выигрывать первый и выходить в премьер-лигу. И если проектом продолжают руководить так же, как раньше, то мой прогноз таков: эта команда очень скоро сможет заявить о себе в Европе.
Поэтому я считаю люксембургский барьер вполне проходимым, выход "Арарата-Армении" в группу Лиги Европы – реальным, причем это будет скорее закономерный успех, нежели просто удачное стечение обстоятельств.
"Продать Мхитаряна": легенда "Арсенала" предложил избавиться от армянского футболиста>>
А вот даже теоретическая возможность моего участия в дальнейшем становлении и успехах "Арарата-Армении" исключается – если бы это участие было возможным, оно бы не прервалось еще в Москве. Но в другом клубе армянского чемпионата я себя вижу, более того, уверен, что это произойдет, ведь еще семь лет назад я мог возглавить "Ширак" — были проведены переговоры.
Мы нашли общий язык с главным тренером команды Варданом – я плохо выговариваю его фамилию (Бичахчян – ред.) – приглашал меня Арман Саакян, но как раз в этот момент последовало приглашение в первый дивизион, в Хабаровск, и я начал свою дальневосточную эпопею.
Но именно тогда в мою душу запала мысль, ставшая скоро убежденностью – я очень хочу работать там, где родился. У многих армян, говорю на собственном опыте, годам к 50 появляется сентиментально-патриотическая идея: поработать на свою страну. Не у всех, но у многих. А полтора года назад это могло воплотиться в жизнь в другом армянском клубе – не срослось, но я уверен, что рано или поздно тренером в Армении я окажусь.
Много и часто обсуждаются вопросы легионеров, в частности – их взаимопроникновение в армянские и российские лиги. Я нахожу, что сегодня в российском футболе чисто технически легче засветиться перед европейскими агентами, нежели чем в Армении. Даже несмотря на то, что путь в еврокубки через армянский чемпионат для футболистов и клубов намного короче. В Армении сложнее другое - российские тренеры должны понимать, что об их здешних успехах в России вряд ли будут говорить.
Об этом заговорят только в том случае, если, скажем, твоя фамилия Талалаев. То есть ты – желанная фигура на телевидении, ты популярен и можешь пропагандировать сам себя. А так просто о тебе даже не вспомнят.
"Это полный крах": фанаты грузинского "Сабуртало" плачут после матча с "Арарат - Армения">>
Да и фактор агентов никто не отменял – а они советуют игрокам приезжать в Россию для карьерного продвижения, есть и тренерская причина: не секрет, что многие игроки идут к конкретному тренеру, и это повсеместная практика. Особенно, если, например, российский тренер некоторое время работал в Армении. Вернувшись домой, он будет приглашать понравившихся ему армянских игроков. И наоборот.
А вообще, и в этом я уверен, в становлении футбольного клуба – любого – очень важна установка на неповторимость, на приоритет, на то, что это лучший клуб в мире, одна семья. И успехи приходят, когда этой идеей пропитываются тренер и лидеры команды, ведут за собой остальных, в мечту начинают верить все, а мечта получает свое воплощение.
Со стороны, как говорят, виднее, и я вижу в армянском футболе много позитива. Увеличилось количество клубов, а значит – появилась конкуренция, есть самобытные команды. Тот же "Ширак" - он всегда выделялся стилем, своей идеей: попробуйте отобрать очко у "Ширака" в Гюмри. И тот же Вардан с трудно запоминаемой для меня фамилией (опять Бичахчян – ред.), он не просто патриот своего клуба, он за эти годы вырос в классного тренера для Армении. И таких немало.
В Армении много отличных тренеров и еще больше хороших и перспективных игроков, им необходимо поверить в идею и работать, а успехи придут обязательно.
И, конечно – успеха "Арарату-Армении" в противостоянии с "Дюделанжем". Мы за вас болеем.
Александр Григорян родился в Ереване, в 1966 году, но семья вскоре уехала в Кисловодск – учился, служил в армии, играл в футбол, а в 20 лет, по его же словам, понял, что футболист он средний, а быть посредственностью он ни в коем случае не хотел. Поэтому твердо решил стать тренером, и это у него получилось.
Танцуют Фрунзик и Вахтанг: промо-ролик команды "Сабуртало" к матчу с "Арарат-Армения">>
Он известен экстравагантной манерой работы и, особенно, общения с журналистами и зрителями, бывало – приходил на тренировки с боксерскими перчатками и читал футболистам стихи.