Турист из Польши, спасший невесту от медведя на горе Арагац в Армении, выглядит как герой, хотя, как справедливо могут возразить многие, так поступил бы любой нормальный мужчина, и даже любящая мать, и верный друг, и брат, и отец... Ведь любовь, самоотверженность, готовность пожертвовать собою ради спасения жизни другого человека — это шкала вечных общечеловеческих ценностей, которую никто не отменял. Однако невольно хочется верить в любовь — настоящую, рыцарскую, которая встречается так редко и всегда оставляет в памяти неизгладимый след.
История польской пары навевает также размышления о роли мужчины и женщины, о некоторых традиционных, но все более меняющихся в современном мире отношениях полов — в определенных обстоятельствах, экстремальных в первую очередь, мужчина должен быть впереди женщины, а никак не наоборот. Несмотря на реформирование этих стереотипов, наш гость из Польши, Петр Барлога, спасая свою возлюбленную Маугожату Лужинцка, показал, что эти понятия еще живы и ничто не изменилось испокон веков.
Так заложено природой и сложившимися веками правилами: в дверь ресторана первой пропускать женщину, но в лифт или в темный подъезд вначале входить самому. Этого требуют правила этикета, в которых варианты встреч с медведями не предусмотрены, но если мужчина правильно воспитан, он поступит ровно так, как поступил поляк по имени Петр на высоте 3500 метров на горе Арагац.
Что произошло в горах Армении, знают, наверное, уже все, однако в двух словах для тех, кто вдруг не в курсе.
Жених с невестой из Польши отправились в поход на гору Арагац, прочитав многочисленные отзывы в сети о том, что это отличное место для любителей такого вида туризма. Парень шел впереди, первым заметил медведя, остановился и громко закричал. Хищник вдруг набросился на Петра. Молодой человек вступил в схватку с хищником и оказался в объятьях могучего зверя. Победить в неравной схватке Петр, конечно, не мог, и они покатились вниз со скалы. Петр погиб, а медведь сбежал. Все произошло в течение пары минут. Прибывшие на место происшествия спасатели оказали девушке первую помощь и увезли тело погибшего. Вот и вся история: простая, короткая, но если будет позволено сказать так – злободневная.
В чем злоба дня? В очевидной на сегодняшний день утрате понятия рыцарства как кодекса поведения и синонима благородства и чести.
Рев медведя еще слышен: участок на Арагаце, где произошла трагедия, остается опасным>>
История любви Петра и его невесты – как раз о другом, и чем больше людей будут о ней знать, тем лучше: будет еще один шанс вернуться к позабытым традициям и истокам.
А вот историю московской светской львицы Ксении Собчак с режиссером Константином Богомоловым, приехавшими на свадьбу в погребальном катафалке, лучше не знать, но о ней известно всем. Катафалк — еще один способ напомнить о себе, сыграв на ровном месте спектакль. Получилось. Запомнили. Ждут следующего шоу.
На одних примерах, наедаясь чернухи, люди впадают в стресс или опошляются, на других — учатся и очищаются. Погибший в Армении поляк – пример для второго случая.
Наш Шаварш Карапетян и его спасение утопающих в Ереванском озере — тоже по части благородных нравов.
Николас Уинтон из Великобритании. Потрясающая история, напоминающая сюжет "Список Шиндлера". Уинтон, тогда биржевой маклер, собирался в Швейцарию кататься на лыжах. Неожиданный звонок от работавшего в Праге в Британском комитете по делам беженцев из Чехословакии. Друг просил Уинтона отменить отпуск и срочно приехать. "Лыжи, – сказал он, – можешь не брать".
После "Хрустальной ночи" 1938 года немецкие евреи бежали в Чехию, но фашисты заняли и ее. Среди беженцев было много детей и Уинтон решил, что должен спасти их. На шестьсот шестьдесят девять детей оформили опекунство в Англии и семь "детских поездов" на глазах гестапо выехали из Праги.
Найдено тело польского туриста — страшные подробности нападения медведя в Армении>>
Когда Николаса Уинтона спрашивали, почему он решился на такое рискованное дело, он пожимал плечами: "Кому-то нет дела до того, что дети в смертельной опасности и их нужно немедленно спасать, кому-то — есть. Что делать, если ты просто должен их спасти – больше просто некому".
Армянский Шаварш Карапетян, английский Николас Уинтон и другие из тех, кому есть дело спасать.
История в буквальном смысле самозабвенной любви туриста из Польши к своей невесте тоже укладывается в фразу Николаса Уинтона: "Должен спасти ты — больше просто некому". Ключевое слово здесь — "должен".
Что, кому и за что должны мы? За проявленное благородство и рыцарство на склоне горы Арагац, где в схватке со зверем погиб настоящий мужчина, должны поставить памятник-хачкар. Чтобы помнили.
Если б спросили меня, хорошо бы отметить подвиг какой-нибудь наградой. Чтобы знали – армяне ценят мужество не только в армянах.
А еще, и это, пожалуй, самое главное, о чем напоминает история польской любви в армянских горах, – мужчина — это не где-то в стороне, а рядом.
И, как говорил Шерлок Холмс, "Рыцарские времена не прошли, просто драконы стали другими". В числе распространенных драконов — неоправданная жестокость, абсурдная жадность, лицемерие…
А мы услышали и написали о том, во что хочется верить, — истинных рыцарей, на щитах которых начертано: "Не слыть, а быть!" В данном случае – мужчиной.