Король подмостков: как армянин Жорж Питоев менял европейский театр

© Photo : Public domain / Pitoeff ChoumoffГеоргий Питоев
Георгий Питоев - Sputnik Армения
Подписаться
Артист и режиссер Питоев, когда еще был Георгием, знал наизусть поэмы русских классиков, ставил любительские спектакли и показывал изрядную склонность к математике. Жоржем он стал в Париже, и это имя принесло ему славу бескорыстного гения, яростно влюбленного в сцену.

Егор Питоян, крупный предприниматель, отличился во время Крымской войны 1853-56 годов поставками продовольствия и обмундирования в армию, после чего ему открылись все дороги в бизнесе.

Как армянские часы изменили жизнь российского режиссера>>

Компания Питоева (он русифицировал фамилию) занялась добычей нефти и ее переработкой, а заодно - заготовкой осетровых и икры. "Питоев-нуар", черная икра от Питоева, долгое время была в Европе признанным, как сказали бы сегодня, брендом.

Эдмонд Кеосаян Сичкин Косых - Sputnik Армения
Тарковский на полу и чашка воды для киномана: как Эдмонд Кеосаян стал режиссером

Его сын, Есаи Егорович, всю жизнь был страстным театралом. А вот сведений о делах его предпринимательских история не сохранила, хотя отцовское наследство он даже приумножил. Шутка ли – строительство и обустройство театра в родном ему Тифлисе (того самого, который потом стал государственным академическим имени Руставели), обошлось ему в полтора миллиона рублей золотом. До строительства он возглавил оперный театр в Тифлисе, преодолел с ним кризис, основал в городе музыкальное училище и общество.

Поэтому ничего странного, что Георгий Исаевич, внук Егора Питояна, с детства играл в театр, устраивая сцены из подручных занавесок, картонок и прочих полезных домашних ненужностей. Дитя декламировало наизусть "Демона" и почти всего Пушкина, так что недостатка в сюжетах для постановок, зрителями которых в принудительном порядке становились домочадцы, не было.

Но Пушкин Пушкиным, а образование талантливому подростку нужно было дать, и поскольку Григорий обнаружил не менее блестящие математические способности, отец отправил его в московский университет на соответствующее отделение. Учебу прервали события 1905 года, после которых семья эмигрировала во Францию, где Григорий доучился в Сорбонне, но уже на юриста.

Найденные сокровища Параджанова: как режиссер создавал мифы и связал судьбы людей>>

В 1908 году Григорий возвращается в Россию и в Санкт-Петербурге с головой окунается в театр, словно прорвало давно копившуюся страсть – сначала с театром Веры Комиссаржевской, потом сам создает театр вместе с молодыми актерами и режиссерами. Потом снова в Париж, в Женеву, по всей Европе - ставить спектакли по Чехову, Толстому, Горькому, Шекспиру, Шоу, Ибсену, Метерлинку…

© Photo : Public domainВера Фёдоровна Комиссаржевская
Король подмостков: как армянин Жорж Питоев менял европейский театр - Sputnik Армения
Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Как раз на этом этапе Григорий окончательно становится Жоржем Питоевым – имя, безошибочно узнаваемое в театральной среде даже сегодня, ровно через 80 лет после его кончины.

"Жорж Питоефф — кем же он был? Актером? Режиссером?.. Невозможно придумать ему точное определение. С какой-то жреческой самоотверженностью, отдавшись служению театру, он открыл его подлинный смысл, его духовность и предназначение, что сродни религиозному культу. Это был святой театра – Жорж Питоефф", - напишет он нем годы спустя Жан Кокто.

"Я подарил ему коньяк, он мне – икону": болгарский режиссер – о Параджанове>>

Комиссаржевская звала Питоева в Россию, стараясь завлечь его не только театральными традициями, но и неоднозначным временем, которое переживала огромная страна. Но планов у четы Питоевых (он женился на Людмиле Смановой, выпускнице Тифлисского пансиона Святой Нины, которая приехала в Париж учиться языкам и пению) было невероятное громадье, им некогда было заниматься переездами.

В последние 15 лет жизни Жорж Питоев поставил более двух сотен пьес русских и европейских авторов, сам играл в них, и в самом уже конце, на пике эмоционального и физического истощения, пережив не один сильнейший сердечный приступ, завершил путь "Врагом народа" Ибсена. Год стоял 1939-ый, и спектакль этот стал последним предостережением людям от Жоржа Питоева.

Он очень хотел сыграть доктора Стокмана в "Враге народа" - сыграл, уже смертельно больным. Сыграл "по Станиславскому", как и мечтал, и эти эмоции лишили его последних сил. Потом, по инерции, Людмила Сманова-Питоева некоторое время продолжала играть в спектаклях, поставленных мужем, но это было уже явно не то.

В Ереване фильмы свои не показывай! Как грузинский режиссер чудом выжил в Армении>>

Театр Питоева пришел с ним и ушел, когда его не стало. Другой такой души, как сказал один из французских театральных критиков, "выведенной из равновесия", не нашлось.

Лента новостей
0