Амбарцум Амбарцумянц, несмотря на полученное в Швейцарии образование, открывавшее ему блестящие перспективы по всей Европе от Петербурга до Лондона, предпочел вернуться в родную Шемаху, где совершил немало славных дел на педагогической ниве, став почетным гражданином города.
Тем не менее, из Шемахи он уехал, овдовев, с сыном и дочерью на руках. Прибило Амбарцума к волжским берегам, к немецкому поселению Сарепта под Царицыном. Почему именно к немецкому – скорее всего потому, что старший брат его, Саркис, был основателем лютеранской общины в Шемахе, сработали определенные связи.
Здесь, среди немцев, вдовцу подобрали в жены "добропорядочную девицу" Каролину Кноблох – 2 октября 1892 года она и родила ему Вольдемара-Владимира, правда, уже в Саратове.
К чести Амбарцума, ни один из семи его детей не мог пожаловаться на то, что его обошли воспитанием и образованием. Владимир все же выделялся из всех – иностранные языки давались ему играючи, он прекрасно музицировал, но особенно любил математику и физику. Даже с электричеством фокусничал, и однажды смастерил "электрическую пушку" - она бабахнула и проделала приличную дыру в стене дома, перепугав всех. Мальчишка, что поделаешь.
Пушку у Владимира отобрали, а чтобы утолить тягу к знаниям, послали учиться в московский университет на физмат, а в 1913 году мать настояла, чтобы он продолжил обучение в Берлине – там жила ее родня.
Но ни ученым, ни музыкантом Владимир не стал. Его увлекло богословие, да так, что он стал проводить дни и недели в Христианском кружке. Он уходит от лютеранства в баптизм, зарабатывает частными уроками, и снова переезжает в Россию, в Москву. А летом 1917 года в Самаре открывается пединститут, и Владимира зовут туда преподавать – институт становится баптистским центром.
Революция и гражданская война не могли не оказать влияния на жизнь Владимира Амбарцумянца, но он продолжает возглавлять Российское студенческое христианское движение, и даже проводил ежегодные съезды. Вплоть до 1924 года.
А в том году запретили само движение. Кто-то откололся из страха, из инстинкта самосохранения, остальные стали подпольщиками-нелегалами, и среди них, конечно, Владимир Амбарцумянц, русифицировавший фамилию к тому времени и ставший Амбарцумовым. Пришла пора вспоминать образование – он работает в Московском рентгеновском институте, а позже – секретарем инженерной секции в Союзе коммунальщиков.
В это время Владимир уходит от баптизма в православие – протоиерей Валентин Свенцицкий постарался. Отец Валентин крестил в московской церкви детей Амбарцумова, а потом и сам Владимир стал прислуживать и читать в православной церкви.
Идут годы, вместе с ними усиливаются гонения на церковь. Амбарцумов, резко выступивший в 1931 году против формулы повиновения советским властям, введенной Временным Патриаршим Синодом, хоть и прекратил служения, тем не менее, на следующий год был арестован. Коллегия ОГПУ приговорила его к трехлетней ссылке на север, но вступилась Академия наук, и срок заменили на условный.
В начале сентября 1937 года Владимиру Амбарцумову припомнили и условный срок, и ходатайство академиков – НКВД увозит его в Бутырку, на допросы. Интересно, что сохранился протокол одного допроса: Владимир называет имена лишь умерших уже людей или находящихся за границей, до кого уже не добраться.
Вот такой отрывок:
"— Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними.
— О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вел, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный, причем должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества".
Ну, а после заявления Амбарцумова чекистам о том, что "советская власть есть явление временное, как и всякая власть", допросы можно было не продолжать. Так и сделали: заключение по следственному делу обвиняло отца Владимира в том, что он активно участвовал и был одним из организаторов контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей Православной церкви, проводил контрреволюционную работу для свержения советской власти и реставрации монархического строя.
Тройка УНКВД СССР по Московской области в первых числах ноября вынесла приговор – расстрел. Он был приведен в исполнение на следующий день на Бутовском полигоне под Москвой. На запросы родственников отвечали: осужден на 10 лет без права переписки.
В армянском алфавите скрыт уникальный код - российский священник удивлен>>
Владимир Амбарцумов был реабилитирован в 1960 году, а 40 лет спустя, летом 2000-го – канонизирован Русской Православной Церковью в чине почитания – священномученик.