Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
За последние годы мировое сообщество уже привыкло к тому, что разногласия между Москвой и Киевом решаются, по сути, лишь двумя методами — либо на поле боя, либо на заседаниях международных организаций "средней руки", под топот и протестные выкрики украинских депутатов и патриот-активистов.
"Диагноз" от Макрона — в Париже были "толчок" и "рывок"
Состоявшаяся 10 декабря в Париже встреча лидеров "нормандской" четверки действительно может считаться серьезным прорывом. Тем более, что впервые напрямую встречались президенты России и Украины — Владимир Путин и Владимир Зеленский. Да и бывший украинский президент Петр Порошенко от встреч в подобном формате все время отказывался.
Видимо, именно это и имел в виду французский президент Эммануэль Макрон, когда в начале итоговой пресс-конференции назвал саммит "толчком" и "рывком". Судя по выражениям лиц всех четверых участников саммита (глав России, Украины, Германии и Франции), подобную точку зрения разделяла разве что канцлер Германии Ангела Меркель. Их-то как раз понять можно. У этих Франции и Германии в сложившейся ситуации есть предметные интересы. Им как воздух нужно, чтобы хоть как-то, не мытьем, так катаньем, но добиться каких-то положительных тенденций в конфликте между Россией и Украиной. Ведь противостояние действительно угрожает благополучию всей Европы – это факт.
Не случайно российский президент Владимир Путин заявил о необходимости поблагодарить Макрона и Меркель за то, что те, оставив все свои дела и государственные заботы, уделяют столько внимания российско-украинскому противостоянию.
Пушилин: Зеленский повторяет Порошенко в самых худших его проявлениях>>
Понятно, что самим европейским лидерам нужно в первую очередь, чтобы в регионе не было вооруженного конфликта и чтобы были решены все проблемы транзита российского газа, столь необходимого экономике стран ЕС. Все остальное — сплошная идеология, до которой, по большому счету, Франции с Германией дела нет. Именно поэтому у Меркель было откровенно отрешенное лицо, а Макрон оживлялся, когда надо было исполнять роль хозяина.
Взгляды как признак недопонимания
Зато выражения лиц Путина и Зеленского были диаметрально противоположными. Если украинский президент за время пресс-конференции успел продемонстрировать всю гамму эмоций, то российский лидер сохранял полнейшее спокойствие. Если Зеленский, сперва выступая, а потом отвечая на вопросы, говорил обо многом и сразу, перепрыгивая с одного на другое, то Путин, видимо, чувствуя обоснованность своей позиции, ни разу не изменился в лице. При этом успел несколько раз напомнить ключевой момент — не отходить от минских договоренностей, поскольку все темы, которые пытался пустить в оборот его украинский коллега, в свое время были обсуждены, позиции определены и достигнуты договоренности.
Можно, конечно, сейчас говорить о том, что виноват во всем предшественник Зеленского — Порошенко, который в свое время не позаботился о более крепких позициях своей страны в рамках Минских договоренностей. Подписал, что российско-украинская граница перейдет под контроль официального Киева лишь после того, как на Донбассе пройдут выборы, соответствующие европейским нормам. На чем, собственно, и стоит (и ни на йоту не отойдет) российский президент.
Понятно, что после подобного "кикса" Порошенко выкручивался как мог, лишь бы не встретиться лицом к лицу со своим оппонентом. Ведь пришлось бы отвечать за невыполнение базовых пунктов Минских соглашений, под которыми красуется его подпись.
Изворачиваться из-за этого сейчас приходится Зеленскому. И только за это, за то, что нынешний президент Украины на это пошел, его можно и похвалить. Однако сейчас складывается ситуация, что, встретившись в "нормандском" формате, он лишь закрепил Минские договоренности и, более того, взял на себя ответственность за их выполнение. А еще украинской стороне, сказав "А", придется отныне говорить и "Б".
Пушков: смещение повестки дня с выполнения Минских соглашений сыграло негативную роль>>
И если тот же Порошенко оставил себе место для маневра, поскольку не был ограничен по срокам (исключительно за счет того, что избегал встречи с Путиным), то Зеленскому в рамках нынешней встречи в Париже пришлось подписывать другой документ, в котором четко обозначен дедлайн — четыре месяца.
Жесткий прессинг в отношении украинского лидера был налицо
В общем-то, основная ценность подписанного сторонами коммюнике заключается именно в том, что "договорились еще раз встретиться и договориться" через четыре месяца. Все остальные результаты работы четырех лидеров над документом более чем скромны. Ну договорились о обмене всех на всех…
Причем Путин поправляет – "всех установленных" на "всех установленных". Судя по некой информации, которой оперируют массмедиа, речь идет о 75 "установленных" персонах. Но ведь один обмен недавно уже состоялся, верно? И о нем те же Путин с Зеленским смогли договориться по телефону, не встречаясь. Стоило ли всего лишь из-за этого огород городить и европейских лидеров отрывать от дела?
Еще, видимо, следует выделить реплику мадам Меркель, которая особо оговорила, что необходимо отслеживать ситуацию на всей линии соприкосновения на Донбассе не 12, а все 24 часа в сутки. Правда, даже в этом варианте Зеленский предупредил: он не уверен, что удастся обеспечить полное и безоговорочное, бессрочное прекращение огня. Отвод войск? Ну разве что еще в трех точках, а не по всему периметру противостояния…
И, по большому счету, все. Об особом статусе Донбасса – ни слова. Об амнистии Киев (в лице своего лидера) даже не заикается. А когда, в концовке пресс-конференции Зеленский заговорил о том, что Украина – это унитарное государство, стало понятным, что о выборах, во всяком случае, сейчас, в данном формате и на данном этапе, речи быть не может.
Так что говорить о настоящем "прорыве", как бы этого ни хотелось европейским участникам саммита, не приходится. Можно надеяться лишь на то, что какие-то темы, обсужденные за закрытыми дверями, на пресс-конференции старательно обходили. Видимо, в надежде, что за предстоящие четыре месяца до следующей встречи украинскому лидеру удастся настолько укрепить свои позиции на внутриполитических подмостках, что можно будет, например, заговорить о местных выборах под эгидой ОБСЕ…
"Я думал, раз, раз и договорились": Зеленский о сложных переговорах с Путиным>>
Ведь если говорить, исходя из нынешних реалий, то палатки и костры на пороге президентской резиденции в Киеве взаимным уступкам не особо способствуют. Зеленский действительно был под сильным давлением, и видно это было даже невооруженным глазом…