Жанна Погосян, Sputnik Армения
Накануне приближающихся праздников невольно вспомнилось, насколько колоритно армянские язычники — "арорди" (в переводе "сыновья солнца") — отмечают Пасху, и захотелось узнать, а как они встречают Новый год.
— Дорогая моя, о каком Новом годе может идти речь в декабре?! - с легкой иронией в голосе ответил на мой звонок жрец Варуж Агаджанян. - Зимой природа спит, в ней не может рождаться ничего "нового". Год начинается весной, 21 марта.
— Наверное, грустно так жить — зимой без праздника? - спрашиваю я.
— Почему же без праздника? Один из самых важнейших наших праздников приходится на декабрь — день рождения бога солнца Михра. Конечно же, вас приглашаем присоединиться.
Михр — сын верховного бога древнеармянской мифологии Арамазда, бог солнца, света и справедливости. После того, как языческая Армения в 301 году первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии, в стране были убиты жрецы, сожжены языческие книги и разрушены все языческие храмы, кроме Гарни. Согласно одной из легенд, инициатор распространения христианства в Армении и в дальнейшем первый католикос Григорий Просветитель (язычники называют его Григорием Омрачителем) увидел во сне свою мать, которая попросила его не трогать этот храм. Построенный в первом веке нашей эры храм в Гарни был посвящен именно богу Михру.
Празднование дня рождения бога солнца начинается в храме Гарни с 6 утра 22 декабря. Арорди встретили восход солнца песнопениями. Их было немного: не каждый готов просыпаться рано утром в воскресенье. Для любителей поспать (и, конечно же, для меня) вторая часть праздника прошла в час дня в Ереване, на холме Арин-Берд, около древней крепости Эребуни.
Крепость Эребуни была основана царем Аргишти Первым в 782 году до нашей эры. Именно эта дата считается годом рождения Еревана. Урартские армяне, которые строили и жили в крепости Эребуни, также исповедовали язычество, однако у них были другие боги (либо у их богов были другие имена). Богом солнца, к примеру, был Шивини. Интересно, что в то же время у другого народа индоевропейской группы — индийцев — есть бог Шива. Впрочем, Шиве индийцы поклоняются до сих пор.
Как и любое религиозное празднование, день рождения бога солнца не обходится без яркой символики. Трое жрецов (три и у язычников — мистическая цифра) с амулетами в виде "аревхач" (дословно переводится как "крест и солнце", символ вечности) и свастики, которую называют "хач патеразми" (крест войны), зажигают огонь в "храмане" (сосуд огня) и возвещают: "Слава Михру!"
Жрецы стоят у постройки с деревянными колоннами и сохранившимися фресками. Эта часть крепости Эребуни не служила религиозным местом для урартских армян, а представляла собою главный вход в крепость — со сторожевым постом и помещениями для караула. Армянские язычники выбрали эту часть крепости для празднования дня рождения Михра потому, что она возведена была с видом на восток — то есть указывала место восхода солнца. Однако последние четыре года, после того как в Эребуни отреставрировали фундамент древнего храма, язычники после проповеди у входа крепости направляются именно туда. Примечетльно, что фундамент храма построен в том же стиле, что и фундамент храма Гарни. Говорят, даже площадь у двух этих храмов одинаковая.
"Никто из нас не может сказать, когда родилось солнце и когда родился бог солнца. Эта дата выбрана нами в качестве дня рождения Михра со смыслом, она символична. Именно после 22 декабря (день зимнего солнцестояния, когда самая долгая ночь в году. - ред.) день снова будет длиннее ночи, то есть сегодня мы празднуем победу света над тьмой. Но арорди не питают ненависти ко тьме. Арорди не должны питать ненависти ни к чему. Ненависть разрушает, любовь творит. "Арарел" (творить) — вот предназначение арорди", - говорит жрец Гагик.
Слушают речь жреца несколько десятков человек. Некоторые пришли с семьями, с детьми, у многих на шеях красуются амулеты с "аревхачом". После проповеди жрецы освящают вино и "аревхац" ("хлеб солнца" — лепешку, которую по традиции печет жена одного из жрецов), говорят, что "жизнь без вина пресна". Они произносят и пожелание: чтобы кусочек "аревхаца" возродил солнце в каждом, кто его попробует. Самое важное послание жрецов — пусть каждый ввернет в себе чувство творческих закономерностей.
Жрецы приглашают празднующих ко входу крепости. Все начинают пить, есть, обниматься и беседовать. В рядах празднующих есть и не армяне, к примеру, Лина Харитонова, приехавшая с сыном в Армению из Якутии для отдыха. Она тоже исповедует язычество. Харитонова снимает из кармана якутский народный музыкальный инструмент хомус и играет на нем.
Заслужив аплодисменты, она обращается к празднующим: "Каждая мелодия на хомусе — это послание тем, кто ее услышит. Своим посланием я хотела выразить благодарность за ваш теплый прием и восхищение вашим красивым праздником".
Конечно же, ее окружают с еще большим радушием, рассказывают версию о том, что название Якутии на языке автохтонного народа — "Саха" — созвучно корню слова в армянском языке, да и вообще, не исключено, что якуты и армяне происходят от одного древнего народа. Харитонову такое "давление" не пугает, напротив, она сама с удовольствием делится теорией живущего в Якутии армянского ученого о братстве двух народов.
О традиционном Новом годе некоторые арорди говорят, что в ночь с 31 декабря на 1 января, возможно, и накроют небольшой стол "ради детей", но все равно считают, что настоящий Новый год нужно праздновать весной.
Власти Армении никогда не запрещали арорди проводить мероприятия: как официальная религиозная организация они имеют на это полное право. Кроме Гарни и Эребуни арорди проводят свои обряды на месте разрушенного храма богини плодородия Анаит в Мецаморе и на холме Кармир Блур в Ереване, где были обнаружены остатки древнего урартского города Тейшебаини.