"Признаюсь вам, я столько читал, что ничем не удивлен. Это мое несчастье", - писал Александр Грибоедов, будучи студентом.
Писатель, в отличие от армянской общины, видимо не был бы удивлен инцидентом осквернения его памятника в центре Еревана. В начале декабря прошлого года молодой активист Шаген Арутюнян облил красной краской памятник писателю, заявив, что это его ответ на закраску памятной доски Гарегину Нжде в российском Армавире депутатом городской думы Алексеем Виноградовым.
Казалось бы, причем тут вообще Грибоедов: скандал вокруг имени героя армянского народа Гарегина Нжде связан с историей XX столетия, а великий русский писатель и дипломат умер за век до установления советской власти.
Горе все-таки чаще всего бывает из-за глупости, а не от ума. Юноша заплатил за свой шаг большим штрафом, стал объектом массового порицания и осуждения не только политическими кругами, но и всеми слоями армянской общественности.
Впрочем, этот акт вандализма в отношении памятника "второго главного Александра Сергеевича в русской литературе" никак не умаляет роли писателя-дипломата в судьбе армянского народа. Этого мнения придерживается и депутат Национального Собрания Армении Алексей Сандыков.
"Заверяю, что акт, инициированный радикально настроенным активистом, никак не умаляет и не уменьшает высокий уровень российско-армянской дружбы и высокий уровень символизма, который представляет собою Грибоедов для двух народов", - отметил Сандыков в ходе состоявшейся 15 января акции возложения цветов к памятнику писателя по случаю 225-летия со дня его рождения.
Памятник так же, как и сам писатель, "отмечает" юбилей: он был возведен в центре армянской столицы ровно 45 лет назад. Скульптором был Ованнес Беджанян, архитектором — Спартак Кнтехцян. Надпись на гранитном постаменте памятника гласит: "Александру Грибоедову от благодарного армянского народа".
Дипломату армянский народ обязан ни много ни мало жизнью: Грибоедов был одним из организаторов репатриации более чем 40 тысяч армян из Персии в Восточную Армению. Будучи посланником России в Персии, Грибоедов сыграл большую роль в разработке Туркманчайского мирного договора 1828 года, по которому в результате Русско-персидской войны (1826-1828гг.) Восточная Армения вошла в состав Российской империи. В ходе этой войны русские войска взяли Эриваньскую крепость (главную крепость Еревана), Грибоедов тоже принимал участие в этих событиях и даже был награжден медалью "За взятие Эривани".
Эривань стал родным для писателя местом не только благодаря этому сражению, но и потому, что первая и единственная при его жизни постановка "Горе от ума" была именно здесь. Спустя два месяца после того, как русские войска под командованием генерала Паскевича освободили крепость от персидского владычества, здесь был поставлен первый акт ставшей потом классикой комедии.
Инициаторами идеи и актерами стали разжалованные в солдаты бывшие офицеры, сосланные в действующую армию, на Кавказ, за участие в восстании на Сенатской площади. Женские роли тоже исполняли мужчины — молодые военные. Ныне об этой постановке свидетельствует надпись на внешней стене коньячного завода "Ной" в Ереване, находящегося на месте бывшей Эриваньской крепости.
В Армении именем Грибоедова названо село в Армавирской области, школы, кроме памятника в центре столицы есть и бюст в Парке дружбы Российско-Армянского университета. Этот год в Армении объявлен Годом Грибоедова, и в стране уже проходят мероприятия, посвященные памяти великого писателя и дипломата.
Одним из первых мероприятий стало открытие Парка армяно-российской дружбы в селе Грибоедов при участии посольства России в Армении и Российского центра науки и культуры в Ереване. В течение года памятные мероприятия, приуроченные к 225-летию со дня рождения Грибоедова, пройдут в Гюмри и в Ванадзоре.
Международный год Грибоедова провозглашен также в России, Грузии, Иране, в том числе различными площадками и структурами армянской Диаспоры во всем мире.