Ашот Сафарян, Sputnik Армения.
Жаркие баталии развернулись вокруг законопроекта о внесении изменений в Конституцию Армении. А именно в статью 213 Конституции, которая касается пребывания в должности членов и председателя Конституционного суда. Принятие поправок позволит отправить в отставку действующий состав Конституционного суда. Фракция правящего блока "Мой шаг" несколько раз меняла документ, но оппоненты все равно считают предложенный механизм избавления от главы КС и остальных судей неполноценным.
Чего хочет власть?
Новыми изменениями предлагается прекратить полномочия всех судей КС, назначенных до конституционной реформы 2015 года. Иначе, считают депутаты, создается несоответствие между сроками полномочий судей: те, кто был назначен по Конституции 1995 года, работают до 70 лет, а те, кто назначен по Конституции 2005-го – до 65 лет. Между тем, у назначенных после 2015 года полномочия ограничены 12 годами. В случае принятия парламентом поправок к Конституции решение, согласно Основному закону, должно быть направлено в КС. Сам глава КС Грайр Товмасян избран на этот пост после принятия новой Конституции, но до ее вступления в силу. Иными словами, прежнее руководство страны пошло на определенные ухищрения, о которых вот уже несколько месяцев твердят новые власти.
Сложилась достаточно абсурдная ситуация, при которой новая власть хочет не столь законными методами устранить не столь законные решения своих предшественников. Как говорится, клин клином вышибают…
Как это было?
Чтобы пойти на такие изменения Пашиняну нужно было заручиться поддержкой президента, так как по Конституции он ставит подпись под законом.
Днем 4 февраля состоялась встреча премьера Никола Пашиняна с президентом Арменом Саркисяном. В числе других тем, конечно же, обсуждалась ситуация вокруг Конституционного суда. В прессе уже были слухи о том, что президент выразил свое негативное отношение к предложенной схеме роспуска КС.
Саркисян, возможно, захотел выйти из амплуа молчаливого исполнителя воли премьера. Как человек с хорошими внешними связями он прекрасно понимает, что давление из-за рубежа на фоне происходящего будет сильным.
Уже на следующий день появились нашумевшие законопроекты. Это проекты внесения изменений в законы "Регламент Национального Собрания" и "О Конституционном суде", а также "Проект закона о внесении изменений в Конституцию Армении".
Получается следующая картина - авторы законопроектов захотели, чтобы в случае принятия изменений в Конституцию, они вступили в силу без подписи президента и без ратификации со стороны Конституционного суда. Иными словами, вместо того, чтобы распутать "гордиев узел", было предложено его просто разрубить. Однако уже утром эти проекты были отозваны и в ход пошла многоходовка: большинство сознательно провалило законопроект о внесении конституционных поправок, чтобы вынести вопрос на референдум. В этом случае одобрения закона со стороны Конституционного суда не нужно.
Позже сам Пашинян подтвердил, что с таким раскладом согласен президент. Более того, премьер обратился к судьям КС, призвав их до подписания президентом решения о проведения референдума подать в отставку, сохранив высокую пенсию.
Послы принять просят...
Еще одно вероятное объяснение подобного трюка со стороны депутатов стоит искать в реакции международных структур. На прошлой неделе ПАСЕ и Венецианская комиссия Совета Европы призвали политическое руководство исключить давление на судей КС.
Встреча спикера парламента Арарата Мирзояна с послами ряда европейских стран подтвердила - международные структуры молчать не будут. Свое беспокойство ПАСЕ сегодня повторило, призвав срочно запросить мнение Венецианской комиссии по конституционным изменениям, если они будут вынесены на референдум.
"Мой шаг" по понятным причинам решил не конфликтовать с европейцами, их рекомендации, техническая, финансовая и другая помощь еще пригодятся в реализации намеченных планов. Потому выбран самый "бескровный" вариант – всенародное голосование. А пакет, скорее всего, будет отправлен на экспертизу. Если уже не отправлен.
Рейтинг властей сейчас, конечно не тот, что был осенью 2018 года. Но он по-прежнему высокий. И расправиться с неугодным КС в таких условиях – лишь вопрос времени. Проблема в другом – перекраивание Конституции каждой новой властью уже давно стало практикой, превратив Основной закон страны в "Тришкин кафтан".
P.S. Пока в парламенте шли бурные дискуссии Грайр Товмасян отметил 24-летие образования КС, которое, скорее всего, не случайно совпало с сегодняшним решением о выходе из кризиса вокруг суда. Спешить ему уже некуда.