Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Светлые глаза, гладко зачесанные назад седые волосы, чисто выбритое лицо и застенчивая улыбка, - так выглядит гражданин Италии Нурхан Жозефович, армянин по происхождению, которому уже без малого 105 лет.
С дедушкой Нурханом мы познакомились в Ереване. На исторической родине, в Армении, он обосновался всего четыре месяца назад. На днях он подал документы для получения гражданства. Кстати, ему, в порядке исключения, руководство паспортно-визового управления полиции Армении выдаст гражданство не за шесть месяцев, установленные законом, а значительно раньше.
- Здравствуйте, - говорю я дедушке с порога светлой гостиной и протягиваю ему руку.
Он улыбается, одной рукой придерживает ходунок, а другой одаривает меня крепким рукопожатием. Садимся.
Ему приносят стакан холодной воды.
- Много пьете воды? – спрашиваю я.
- Должен пить полтора литра в день, но не могу. Еле литр выпиваю, - сетует дед Нурхан и поправляет аккуратно согнутый ворот сорочки.
Кстати, качество воды в Армении очень впечатлило деда Нурхана. А еще ему пришлась по душе солнечная погода. В первый же день на исторической родине он понял, что совершил большую ошибку, не приехав сюда раньше.
Здесь ему комфортно, как нигде. Он ждет наступления тепла, чтобы выйти из дома, погулять, поближе познакомиться со своей родиной.
Жозефович не придерживается специального режима, но утро у него, как правило, начинается в 08:00. За завтраком пьет чашку чая или молока, ест сыр и обязательно несколько ложек варенья. Рецепта долголетия у него нет, но советует людям во всем знать меру.
Итальянский гражданин из Турции
О себе дед мало что рассказывает. То ли память с годами ослабла, то ли дипломатическая служба в посольстве Италии в Турции сделала его таким сдержанным.
"Я родился в турецком селе Орта в 1915 году. Сейчас на дворе 2020 год, если вычесть 1915, то получим 105. Столько лет я и живу на свете", - поясняет Жозефович.
Несмотря на то, что год рождения совпал с датой кровавого события, Геноцид армян в Османской империи обошел семью деда Нурхана стороной. Как их семье удалось выжить в те страшные годы, Нурхан и сам затрудняется ответить. Возможно, их спасло гражданство Италии.
Отец Нурхана был торговцем, семья жила в Стамбуле, ни в чем не нуждалась. Позже Жозефовичи обосновались в Анкаре.
Предки Нурхана в годы Первой мировой войны получили гражданство Италии, поэтому и он при рождении автоматически получил итальянский паспорт. По этой причине, вопрос, в какую школу идти, тоже не стоял: мальчика отдали в итальянскую школу.
Купить будущее или плач от колыбельной։ как Андраник спасал армянских сирот>>
После окончания школы Нурхан пять лет проработал в филиале итальянского банка в Турции. Поняв, что работа бесперспективная, он уволился. В 1950 году устроился на работу в посольстве Италии в Турции. Начинал с должности секретаря по культуре, далее работал в посольстве в качестве третьего, потом второго, а в конце уже первого секретаря военного атташе. В 1980 году вышел на пенсию.
Правительство недавно наградило Жозефовича орденом за заслуги перед Итальянской Республикой.
Новая жизнь
После окончания дипломатической службы Нурхан отправился в Италию. На свою пенсию он снимал апартаменты в Риме и много путешествовал.
"В Италии столько всего можно увидеть, что и десяти лет, прожитых мною там, недостаточно", - говорит дед.
После смерти матери и жены, Нурхан остался один и решил вернуться в Стамбул, где у него жили сестра и племянник. Кстати, супруга Жозефовича – венгерка. Они прожили в браке 44 года, но детей у них не было.
О супруге Нурхан говорит мало. Познакомились они в Стамбуле: вскоре статный дипломат сделал молодой сотруднице нидерландской авиакомпании KLM предложение.
"Она работала в KLM и прилетала ко мне часто. Настал момент, когда мы поняли, что любим друг друга, и поженились", - рассказывает Жозефович.
На вопрос, кто первым признался в любви и предложил пожениться, дед удивленно, но не без гордости отвечает: "Конечно же, я".
Сын Шарля Азнавура переселился с супругой в Армению>>
О жизни в Стамбуле Нурхан не рассказывает, считает это время не особо интересным, ведь именно сейчас у него начинается важный этап – жизнь на исторической родине.
Но это уже другая история.