Борьба за небо, или Почему власти Армении подозреваются в "сговоре" с лоукостерами

© Sputnik / Andranik GhazaryanСамолет авиакомпании MEA в аэропорту "Звартноц"
Самолет авиакомпании MEA в аэропорту Звартноц - Sputnik Армения
Подписаться
Летать из Европы в Армению по заявленным лоукостерами ценам без дополнительных дотаций со стороны государств просто невыгодно, и дешевизна билетов вызвала среди авиаперевозчиков серьезные опасения.

Давид Галстян, Sputnik Армения

Летающие в Армению "классические" авиакомпании недовольны вступлением на рынок лоукостеров, и дело здесь не только в здоровой рыночной конкуренции: власти подозреваются в "сговоре" с бюджетными компаниями.

Самолет авиакомпании Ryanair - Sputnik Армения
Пафосный полет специально для армян: лоукостер Ryanair объявил о новом рейсе

С января 2020 года ирландский лоукостер Ryanair начал выполнять рейсы из Еревана в Рим и Милан. С конца марта он будет летать из Еревана в Берлин, а из Гюмри в Мюнхен. Венгерский лоукостер Wizz Air с апреля 2020 года запускает прямые рейсы из Еревана в Вену и Вильнюс.

Между тем, недавно стало известно, что румынская авиакомпания Tarom временно прекратила полеты в Ереван. Представитель компании в Армении Арарат Мурадян сетует на недобросовестную конкуренцию и чрезмерные льготы для лоукостеров.

"Мы все выступаем за конкурентный рынок, но когда одна компания осуществляет все выплаты, а другая получает 90% скидки со стороны аэропорта, это неприемлемо", - сказал Мурадян.

По его словам, при вступлении на армянский рынок компания Tarom также получила в аэропорту скидки на год, однако в пределах 15%. При этом, компания всегда платила "налог на воздух".

Как в Армении продавали воздух по цене двух чашек кофе в Москве

Мурадян утверждает, что заявления властей о том, что с появлением лоукостеров увеличится приток в страну туристов, не оправдались. Эти ожидания не оправдаются и потом, а бюджет будет нести потери.

"Классические компании (например, мы, LOT, Air France) платят как "налог на воздух" (около 200 тысяч евро за год), так и сборы аэропорта, которые частично в виде налогов поступают в бюджет", - отметил Мурадян.

Лоукостеры же, по его словам, не платят "налога на воздух", а выплаты в аэропортах (следовательно, и выплаты в бюждет) минимальны. Расчет был на то, что они привлекут туристов, например, итальянцев (Ryanair летает в Рим и Милан. - ред.).

"Но в течение месяца итальянцы в Армению не приехали. 5-10 человек это не показатель. Богатые итальянцы лоукостером летать не будут. В Армению в основном приехали армяне, которые в течение 10-15 лет из-за дороговизны билетов не могли приехать на родину. Это, конечно, хорошо, но они не едут сюда тратить деньги. То есть, бюджет не получает запланированных денег", - отметил Мурадян.

В других странах работа лоукостеров построена иначе. Например, в испанском Аликанте, по его словам, каждый турист (вне зависимости от транспорта, каким он добрался до города) доплачивает за номер гостиницы небольшую сумму – налог мэрии.

"К примеру, ежедневно гостиницы перечисляют в городской бюджет условные 5 евро. Допустим, 50 миллионов евро из 100 в конце года город перечисляет лоукостерам, чтобы они по низкой цене привозили больше туристов", - сказал Мурадян.

Таким образом, все будут довольны, а главное – пополнится бюджет. В Армении этого нет, естественно, посчитать доходы от посещения туристов невозможно. Более того, по словам Мурадяна, в случае ухода классических компаний, если лоукостеры станут монополистами, цены на их услуги резко взлетят.

CC BY-SA 2.0 / Rob Hodgkins / Wizz Air HA-LPR A320 CoventryСамолет авиакомпании Wizz Air
Борьба за небо, или Почему власти Армении подозреваются в сговоре с лоукостерами - Sputnik Армения
Самолет авиакомпании Wizz Air

Он также отметил, что по дошедшим до него сведениям, сразу после того, как Wizz air начнет совершать полеты и получит льготы на рейсы из Еревана в Вену, авиакомпания Austraian Airlines планирует направить жалобу армянским властям. Возможно, они проанализируют цены лоукостеров, поработают до лета и прекратят полеты.

Sputnik Армения попытался связаться с представителем Austraian Airlines, офис которого который находится в Москве. На наш запрос с просьбой прокомментировать ситуацию в авиакомпании пока не ответили.

Как избежать проблем, летая на лоукостерах из Армении - полный гид для пассажира>>

В свою очередь, представляющий интересы польской авиакомпании LOT Агван Григорян отметил, что не может говорить от имени компании. При этом, комментируя ситуацию с вступлением лоукостеров, он отметил, что правила игры в сфере с приходом бюджетных компаний меняются.

"Скажу в двух словах. До недавнего времени у нас работали обычные такси, сейчас появились "Яндекс" и GG. И теперь нужно либо приспособиться к изменениям правил игры, либо закрыться", - сказал Григорян.

Их компания занимается перевозкой в основном транзитных пассажиров, лоукостеры же летают из одной точки в другую. В этом они не являются помехой для компании.

Нам не удалось связаться и с представителями Air France и Aegean Airlines. Один из них находится за рубежом, другой несколько дней "отсутствовал в офисе".

Sputnik Армения обратился в аэропорт "Звартноц" с просьбой сообщить о льготах, предоставляемых лоукостерам.

"В аэропорту действуют специальные тарифные льготы для авиакомпаний, которые начнут осуществлять полеты сразу по нескольким направлениям и в будущем увеличат их количество и частоту", - сообщили в пресс-службе.

Что касается заявлений представителя Tarom, то глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян в парламенте прокомментировала их следующим образом: "Мы через посольство поддерживаем связь с руководством авиакомпании Tarom. И они прямо сказали – основная причина, по которой они ушли с армянского рынка, это отнюдь не новые авиакомпании. Да, они могли способствовать этому из-за увеличения конкуренции, но основная причина – финансовые проблемы".

Нам нужен национальный авиаперевозчик, который будет летать полупустым? Ревазян ответила>>

За последний период, по ее словам, там 6 раз менялось руководство. Компания приостановила работу примерно на месяц не только в армянском направлении, но и, к примеру, в направлении Грузии. То, есть проблема не касается конкретно Армении.

Она также отметила, что Арарат Мурадян не имел права говорить от имени компании, именно поэтому они вышли на связь с коммерческим директором компании.

Самолет авиакомпании Армения в аэропорту Звартноц - Sputnik Армения
Армения может попасть в черный список: ИАТА проверит рынок авиаперевозок "с ног до головы"

В свою очередь сам Мурадян в беседе со Sputnik Армения подчеркнул, что говорит не от имени компании, а представляет свою точку зрения. Он также отметил, что руководство в компании менялось 2-3 раза, но это не повлияло на ее политику и обязательства. Так же, как смена власти в Армении не привела к отказу от взятых страной обязательств.

О сложившейся ситуации Sputnik Армения поговорил также с авиационным экспертом, бывшим членом подкомиссии по вопросам авиации Общественного совета Армении Левоном Казаряном, который предложил на пальцах подсчитать, во сколько обходится лоукостерам полет из Армении в Европу.

Например, рейс Ереван-Милан авиакомпании Ryanair длится 3 часа (на сайте компании указано 4 часа 10 минут). Скорость в среднем 750-800 км/ч. Компания использует самолеты A-320 вместимостью 150 пассажиров, переоборудованные под 180 человек.

"Эти самолеты в среднем тратят до 5 тонн топлива в час (каждый двигатель около 2,2 - 2,4 тонны). Получается 15 тонн за 3 часа (хотя полет длится дольше. - ред.). Тонна топлива стоит около 950-1000 долларов. То есть, расход самолета на этот рейс – как минимум 12-13 тысяч долларов", - сказал Казарян.

Даже если предположить, что самолет летит туда и обратно полностью загруженным, то разделив эти 12-13 тысяч на 180 пассажиров, получится 67-72 доллара за билет.

Как может компания в таких условиях продавать билеты за 50 долларов? Не говоря уж о расходах на аэронавигацию, обслуживание в аэропорту, взлет-посадку, подгонку трапа, таможенные услуги + зарплаты экипажу.

© Sputnik / Shushanik SargsyanЧто нужно знать, путешествуя с Ryanair
Борьба за небо, или Почему власти Армении подозреваются в сговоре с лоукостерами - Sputnik Армения
Что нужно знать, путешествуя с Ryanair
"Пусть не разыгрывают спектакль. Это либо специальная "диверсия", либо тайная сделка, ничего другого. Я не думаю, что за счет европейских налогоплательщиков Ryanair решил летать в Армению. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке", - отметил Казарян.

По его словам, рассказывать сказки можно неспециалистам, но работников сферы в этом не убедить.

Что касается работы лоукостеров в европейских странах, то ситуация там совершенно иная. Компании получают огромные государственные дотации. Им списывают долги, дают льготы на покупку топлива и т.д.

В России, например, действуют мизерные цены на обслуживание в аэропорту для собственных авиакомпаний. Для иностранных компаний стоимость совсем другая. То же касается выплат на взлет и посадки.

"Все это они делают для поддержания собственных авиакомпаний, развития экономики, нуждающейся в авиации", - отметил Казарян.

Отметим, что поправки в закон "О государственной пошлине" предоставляют новым и уже работающим в Армении авиаперевозчикам налоговые льготы сроком на три года в случае открытия новых туристических направлений. Речь, в частности, об отмене так называемого "налога на воздух", который впоследствии был включен в стоимость билетов. Этот налог взимается с 1997 года и составляет 10 тысяч драмов (примерно 20 долларов).

Власти заявили, что ни одной конкретной компании дополнительных или отдельных льгот не предоставляется.

Лента новостей
0