ЕРЕВАН, 27 фев — Sputnik, Ашот Сафарян. Слежка за оппонентами властей Армении со стороны спецслужб – это палка о двух концах. С одной стороны, прослушка – вещь нехорошая, но с другой – задачу предотвращать попытки дестабилизировать ситуацию в стране никто не отменял. Такое мнение политолог Армен Багдасарян высказал в интервью Sputnik Армения.
Ранее газета "Паст" со ссылкой на свои источники сообщала, что премьер-министр Армении Никол Пашинян поручил усилить работу подразделения Службы национальной безопасности, занимающейся прослушкой, и увеличить число кадров, вовлеченных в это дело. Издание отмечало, что якобы прослушивают не только критиков главы кабмина, но также членов их семей и близких им людей. Отмечалось, что огромная часть ресурсов СНБ направлена на контроль оппонентов Пашиняна внутри страны.
По словам Багдасаряна, если речь идет о политических деятелях, не согласных с Пашиняном по тем или иным вопросам, то, безусловно, прав на прослушку их телефонных разговоров у властей нет. И если информация в прессе соответствует действительности, то это крайне негативное явление.
"Но если спецслужбы этим хотят всего лишь предотвратить внутриполитические потрясения, нейтрализовать людей, своими действиями угрожающих национальной, общественной безопасности и порядку, то здесь силовиков можно понять", – сказал политолог.
Роман Оруэлла "1984" становится реальностью в Армении: Ишханян про закон о прослушке>>
Он в то же время считает, что в нынешних армянских реалиях подчас крайне трудно отличить конвенциональных оппозиционеров от людей, которые реально угрожают безопасности и стабильности государства.
"Порог между этими двумя типами деятелей очень размыт, к сожалению. Но я больше склонен считать, что прослушка организуется для нейтрализации разного рода агентов влияния, хотя сам я не приветствую использование подобного инструментария. Кстати, к попыткам дестабилизации обстановки могут быть причастны и некоторые представители власти, почему бы и нет…", - говорит Багдасарян.
Однако механизмы борьбы с потенциально опасными фигурами не столь эффективны. По словам политолога, крайне сложно представить, чтобы люди по телефону плели заговоры против государства и власти.
"Нужно понимать, что прослушка регулируется законодательными актами. В плане закона никаких проблем здесь нет. Но трудно сказать, какова ситуация в реальной жизни. Думаю, что у каждого, кто так или иначе активен в общественно-политической жизни, есть опасения, что за ним следят. Эти подозрения есть у людей, но утверждать что-то так категорично, думаю, несколько несерьезно", - говорит в свою очередь политтехнолог Виген Акопян.
Избежать произвола: от прослушки в Армении не застрахован никто>>
Эксперт заметил интересную тенденцию в последнее время: многие известные ему люди предпочитают общаться между собой с помощью разных мобильных приложений и мессенджеров. Это говорит о некотором недоверии, опасениях. Акопян не исключает, что эти опасения беспочвенны, но в целом такую атмосферу вряд ли можно оценивать положительно.
С другой стороны, информация об известных персонах благодаря соцсетям настолько доступна, что высшее руководство вряд ли нуждается в каких-то дополнительных механизмах слежки, считает Акопян.
Отметим, что 21 января парламент Армении во втором чтении принял поправки к закону "Об оперативно-розыскной деятельности". Согласно изменениям, в рамках оперативно-розыскной работы полиции предоставляется право проводить прослушивание телефонных разговоров без получения специального разрешения.
Прежде правом на прослушку обладала только СНБ, а полиция могла проводить эту деятельность с разрешения спецслужбы. Кроме того, право на "прослушку" было у уголовно-исполнительных учреждений, но с оговоркой: администрация УИУ могла прослушивать только разговоры заключенных на территории самого учреждения.
Кстати, правительство призывало парламент проголосовать против проекта о прослушке. У кабмина было свое предложение – предоставить право на прослушивание телефонных разговоров частной организации, однако депутаты решили по-своему.