Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Строгие, как никогда. Так можно назвать ограничения в режиме ЧП, которые приняло правительство Армении 16 марта и заслушал парламент. На месяц, до 14 апреля, закроются учебные заведения, большая часть объектов общепита, ряд непродовольственных магазинов. Будут ограничены въезд и выезд из Армении.
В Армении введен режим ЧП из-за коронавируса: парламент выслушал доводы Пашиняна>>
Ограничений такого масштаба, как сейчас, в Армении не принимали ни во время военных действий, ни при гражданских столкновениях в Ереване, ни после теракта в парламенте в 1999-м (в 1992-м чрезвычайные меры предложил тогдашний министр обороны Вазген Саргсян, но президент Левон Тер-Петросян отклонил их).
Бизнес не мешал – его не трогали
Во всех предыдущих случаях, ограничения не накладывались на бизнес. Бизнес, в том числе сферу обслуживания, власти особенно не ограничивали. Строгости были политическими и касались перемещения людей, а также митингов и прессы. Так было и во время поствыборных протестов в сентябре 1996 года, и после теракта в парламенте в октябре 1999-го, и в марте 2008 года. Тогда режим ЧП был введен в действие на 20 дней.
Банки пересмотрят сроки погашения кредитов из-за коронавируса – Пашинян>>
На это время были запрещены митинги. Правоохранители могли, "при необходимости", осматривать легковые и грузовые машины и ограничивать их перемещения (кто и как должен был определять меру необходимости, не указывалось). Правда, бизнес от этого особенно не пострадал – пострадали рядовые жители регионов. Маршрутки и такси не могли въезжать в Ереван: на трассе их останавливали и разворачивали обратно. То же самое, хоть и в меньшей степени, делалось после президентских выборов в 2003 году. Но на бизнес никто препятствий не наложил – ни в производстве, ни в торговле, ни в экспорте.
Сложности с перевозкой товаров возникли не из-за внутренних, а из-за внешних потрясений. В августе 2008-го, только благодаря опытным грузоперевозчикам, не сорвались поставки через Грузию (недостатка в товарах жители Армении практически не почувствовали).
Некоторые ограничения были наложены в 2006-2009 годах: они касались ввоза и вывоза товаров в связи с птичьим гриппом. Тогда были приняты более строгие санитарные условия на птицефабриках, а ввоз и вывоз животноводческой продукции проводился по особым требованиям.
Рестораны Еревана бросают вызов Covid-19 - кто закроется, а кто нет>>
Но во всех этих случаях, не закрывались школы и институты, театры и концертные залы, рестораны и кафе. Теперь почти все они закрываются на 30 дней. Кто может от этого пострадать? В первую очередь – люди, которые там работают.
Уходи, потом придешь
Далеко не все рестораны, даже элитные, регистрируют всех своих сотрудников. Частично – из-за текучести кадров: например, среди официантов есть немало молодых ребят (в том числе студентов), которые приходят на несколько месяцев. С их договорами не хотят "заморачиваться". Поэтому не факт, что весь этот месяц им будут платить хотя бы 2/3 зарплаты за вынужденный простой. Многим могут просто устно сказать: "Придете через месяц". Здесь даже не подходят слова "временно уволят": для этого нужен договор, а его у многих нет. В ресторанах и "кафешках" попроще – тем более.
Что такое пандемия и готова ли к ней Армения?>>
Какие рестораны закроются, какие – нет, пока неясно. В решении правительства о режиме чрезвычайного положения говорится, что комендант режима ЧП (вице-премьер Тигран Авинян) уполномочен запрещать работу объектов общепита в том или ином городе. Но по Еревану или другим городам такого решения пока не принято. Если отталкиваться от другого пункта в постановлении (запрет на мероприятия с участием более 20 человек), то закрыться должны рестораны и кафе с 20 и более местами. Все будет зависеть от решения властей.
С такой же проблемой, что и работники ресторанов, могут столкнуться сотрудники магазинов в торговых центрах, которые тоже должны закрыться на месяц.
Не защищены законом и другие работники сферы обслуживания, например, парикмахеры. Некоторые парикмахерские решили закрыться на несколько дней (чтобы не рисковать здоровьем парикмахеров и клиентов). За этот простой они тоже, естественно, ничего не получат, потому что парикмахеры в основном работают сдельно.
Наконец, после запрета уличной торговли фруктами-овощами остается неясным, могут ли торговцы перейти на крытые рынки.
Мы ждем – но банк не ждет
Работодатель попросил нас подождать. А будет ли ждать наш банк? Если в республике форс-мажор, и мы не можем заплатить наш кредит, будут ли нам "капать" штрафы за просрочку?
В статье 372 Гражданского кодекса указывается, что суд или финансовый омбудсмен по требованию должника может сократить штрафы, если обслуживание кредитов "было невозможным" из-за форс-мажора. По закону, мы можем это потребовать, даже если кредитный договор не освобождает нас от ответственности при форс-мажоре (см. официальный правовой портал Минюста Армении).
Здесь нужно провести важную черту. Собственно кредитные выплаты – основную сумму и проценты по ней – мы рано или поздно должны заплатить. Речь идет о том, чтобы хотя бы не начислять штрафы и пени. Естественно, только тем, кто реально пострадал от ЧП (очевидно, что, например, программисты финансово не пострадали, а работники ресторанов – однозначно).
Но у вопроса есть и другая сторона. Плательщики кредитов просят подождать месяц или два. А вот держатели вкладов на отсрочки не согласны и требуют свои деньги с процентами в срок. А как банку заплатить по вкладу, если он не получил денег по кредиту? В Армении у банков больше половины обязательств приходится на депозиты (у некоторых банков – 70% и выше). Держателей вкладов трудно уговорить немного подождать. Еще сложнее уговорить зарубежные финансовые организации, у которых банки занимают часть денег.
Исходя из этого, Центробанк выступил с заявлением, где рекомендует банкам решать вопросы кредитных каникул в индивидуальном порядке, смотря по ситуации у конкретного заемщика.
Въезд-выезд
Рестораны и гостиницы недополучат не только с местных клиентов, но и с приезжих. На Новруз, который начнется совсем скоро, в Армению не приедут туристы из Ирана (в год Армению посещает более 130 тысяч иранцев).
Если грузоперевозок не будет: продбезопасность Армении под угрозой?>>
Не смогут приехать и туристы из Китая и ряда европейских стран. Сколько недосчитается экономика Армении, сказать пока сложно, но по самой приблизительной оценке Минэкономики, один зарубежный турист в среднем тратит в Армении около 800 долларов. Часть из этих денег – это зарплата тех, кто работает в ресторанах и гостиницах, и даже заработок тех, кто продает фрукты-овощи на рынке.
Что им всем делать, в ближайшее время должно стать яснее...