Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Армении невыгодно получать и отправлять грузы, используя мультимодальный тип перевозки, предполагающий доставку товара контейнерами на пароме, а потом - железной дорогой или автомобильным путем. С этой точки зрения инициатива Грузинской железной дороги не очень впечатляет армянские компании, занимающиеся грузоперевозками. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян.
Грузинский "проект века" как альтернатива Ларсу: нужен ли Армении порт Анаклия>>
Ранее Грузинская железная дорога предложила осуществлять транзитно-контейнерные перевозки от терминалов Батуми, Поти и Тбилиси в направлении Азербайджана, Армении и Центральной Азии. В компании подчеркнули, что услуги будут осуществляться по конкурентным тарифам.
Почему невыгодно?
Мультимодальный тип перевозки - проигрышный вариант даже в условиях закрытого КПП “Верхний Ларс”, считает Аракелян. Дело в том, что тут перевозчики теряют во времени, что для них дороже, чем самая высокая цена за перевозку.
"Контейнерные перевозки, которые идут по морю, так и будут идти. Даже если грузинская железная дорога предложит льготный тариф, все равно количество грузов от этого не увеличится", — сказал Аракелян.
На данный момент не действует сервис доставки грузов паромом из российского порта Новороссийск в грузинский порт Поти. Контейнеры загружают на паром в Новороссийске, однако он едет сначала в греческий порт Пирей или порт в Стамбуле и только после этого доходит до Поти.
Аракелян отметил, что таким образом груз до Еревана доходит в течение месяца. А за это время даже с учетом закрытой дороги к Ларсу товары фурами доставляются быстрее.
Смягчит ситуацию наличие у Армении парома, который будет работать бесперебойно на направлении Новороссийск-Поти. Но и тут весь вопрос упирается в финансы - новый паром обойдется Армении в 10-15 миллионов долларов, а старый (1976 года выпуска), работающий с перебоями, стоит до 2,2 миллиона долларов. На это свое согласие должны дать власти Армении.
А на самом деле? Что думают в Армении и Грузии
Директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что контейнерные перевозки во многом положительно скажутся и активизируют деятельность железных дорог.
Однако есть грузы (гипсокартон, стройматериалы, клей, цемент, стекло), которые выгоднее доставлять автомобильным путем. Он считает, что снижение цены на перевозку сможет привлечь импортеров, но только для доставок грузов из портов.
Например, сегодня один контейнер, предназначенный для доставки в Армению, из порта Поти до КПП "Садахло", груженный товаром в 40 футов, обходится в 300 долларов. Пустой контейнер – 135 долларов.
Что касается автомобиля, то цена одного трейлера, который выезжает из порта Поти или Батуми и доставляет груз по адресу в любую точку страны за сутки, то его цена колеблется в пределах 800 -900 долларов.
Между тем мы обратились в ЮКЖД с вопросом, поступало ли предложение со стороны грузинских коллег о пересмотре тарифов на контейнерные перевозки.
Удобнее, чем паромная переправа: в Ереване нашли альтернативный КПП "Верхний Ларс" маршрут>>
Пресс-секретарь ЮКЖД Рубен Грдзелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что ЮКЖД с грузинскими коллегами подписывают ежегодно договор, в котором прописана тарифная политика. На данный момент нет никаких изменений в отношении тарифов на контейнерные перевозки.
Напомним, военно-грузинская дорога по-прежнему остается единственным сухопутным маршрутом связывающим Армению с Россией. Всего существует восемь путей, альтернативных КПП "Верхний Ларс", два из которых проходят через Иран, воздушный путь, железнодорожный и четыре автомобильных. Однако наземные пути закрыты по политическим соображениям.