Никто не ожидал, что после кремлевской "разборки полетов", состоявшейся 5 марта, президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану будет легко. Было очевидно, что окопавшиеся в сирийском Идлибе боевики подчиняются Анкаре "постольку - поскольку" и что уйти из стратегической точки (трассы М 4) на север отнюдь не планируют.
Молниеносный и многократный ответный удар Турции "по своим"
На самом деле сейчас вовсе и не важно, кто из террористов-отщепенцев, застрявших в Идлибе, организовал засаду на турецкий патруль, вышедший на рейд по трассе М 4. То ли боевики из "ХайятТахрир-аш-Шам", то ли оставшиеся верными идеям "Джебхат ан-Нусры", то ли туркоманы из группировки "Исламская партия Туркменистана" или кто еще из "непримиримых (практически все эти организации признаны террористическими в России и ряде других стран).
Важно другое. Оказывается, все они в любую секунду запросто могут повернуть свои натовские автоматы М-4 и М-16 в сторону своего "благодетеля" - Турции, которая вот уже который год обеспечивает их всем необходимым для сопротивления сирийском кадровым частям, задавшимся целью очистить Идлиб от террористической заразы.
Сейчас, когда нападение боевиков, окопавшихся на трассе в Идлибе, на турецкий патруль уже стало фактом, от которого никуда не денешься, Турции приходится изворачиваться, как ужу на сковороде. Анкара говорит о "молниеносном и многократном ответном ударе" по позициям боевиков, устроившим засаду "на своих".
Однако при этом никто из должностных лиц не называет название организации, которая подверглась широкомасштабной атаке турецкой артиллерии и ракетных комплексов, завезенных на сирийскую территорию. То есть со временем все встало на свои места. И натовская турецкая армия впервые действительно начала действовать против террористических организаций.
Не позавидуешь американцам, которые накануне убийства турецких солдат вдруг опять объявились на идлибском плацдарме. Госсекретарь США Майк Помпео буквально за день до засады, устроенной на трассе М 4, сделал громкое заявление о том, что во время недавних широкомасштабных боевых действий в Идлибе турецких солдат убила Россия.
Какими источниками информации пользуется Госдеп, не совсем понятно. Ведь с вопросом этим президент России Владимир Путин и Эрдоган вроде бы разобрались при личной встрече, во время кремлевских переговоров 5 марта. Очевидно, что Соединенные Штаты попросту не хотят смириться с очередным своим поражением на идлибском плацдарме и делают все возможное, чтобы повернуть вспять процессы политического урегулирования в Сирии.
США пытаются задеть Эрдогана "за живое" и берут в "политические клещи"
Заявление Помпео свидетельствует лишь об одном. О том, что американцы любыми способами пытаются сорвать положительные процессы по мирному урегулированию в идлибском мухафазе. Не мытьем, так катаньем. Сперва пытались стравить Россию с Турцией, пообещав Эрдогану помощь при сорвавшейся операции "Весенний щит", при которой боевики должны были попытаться вернуть потерянные на юго-востоке территории, а турецкая армия им должна была в этом помочь.
Не получилось – сирийская армия выдержала натиск террористов-боевиков, и Турция помочь им не смогла. Потому что саму Турцию ее "братья по разуму" - натовцы - не поддержали, как обещали. Отказались даже боеприпасами поддержать, хотя Эрдоган и просил.
Однако американская дипломатия предала бы свои принципы, если бы после этих событий смирилась с поражением. Потерпев несколько дней (если точнее, дней десять), Госдеп вновь начал раскручивать очередной виток провокации на идлибском плацдарме. Заявление Помпео о турецких солдатах, "убитых русскими", должно было стать началом этого процесса.
"Сделка века" на Ближнем Востоке: Трамп хочет въехать на арабском горбу в еврейский рай?>>
В Вашингтоне рассчитывали на то, что подобным заявлением, образно говоря, "возьмут в клещи" самого Эрдогана, который потерпел поражение не только на поле боя в Идлибе, но и за столом переговоров в Кремле. Комментарии о том, как неприглядно выглядел в Кремле Эрдоган – это откровенная попытка задеть турецкого лидера "за живое". А заявление Помпео однозначно адресовалось не только идлибским боевикам, но и политическим силам внутри Турции.
Однако всю тщательно продуманную Вашингтоном игру "на зрителя и слушателя" обломали боевики из "непримиримых", которые организовали засаду для турецкого патруля на трассе М4. Этим они подставили не только и не столько самого Эрдогана, сколько своих заокеанских спонсоров, чье заявление об убийстве турецких солдат российскими попросту "повисло в воздухе".
А Эрдоган был вынужден "нанести молниеносный и многократный ответный удар" по своим союзникам (если не сказать – подчиненным), чтобы обелить себя перед оппонентами на внутриполитических подмостках. Ведь убийство двух турецких солдат, патрулирующих трассу М4, сейчас уже не спишешь ни на сирийскую армию (как было выгодно Анкаре), ни на российскую сторону (как хотели бы в Вашингтоне).
Новые формулировки в риторике Анкары – это нечто
И сейчас впервые за достаточно долгое время в риторике Анкары применительно к боевикам, окопавшимся в Идлибе, появилась такая формулировка, как "радикальные группировки". Как говорится, лиха беда начало. Видимо, со временем даже Эрдогану придется смириться с тем, что касательно сирийского кризиса придется досконально придерживаться тех договоренностей, которые были достигнуты в рамках астанинского формата два года назад в Сочи и недавно, буквально на днях – в Кремле.
В противном случае следует понимать одно – ни Дамаск, ни Москва с Тегераном не будут терпеть "подковерных игр" турецкой дипломатии, которая пытается "выловить рыбку в мутной воде" и оставить под своим контролем те сирийские территории, куда турецкая армия вторглась под видом борьбы с терроризмом.
Уже известно, что тот же Тегеран подтягивает подмогу шиитским проиранским группировкам, воюющим в Сирии "на земле". Официально подтверждается, что сирийские кадровые части подтягивают свои наиболее боеспособные формирования в подмогу тем, кто зацепился в южной части мухафаза Идлиб, уже освобожденной от боевиков.
Уже понятно, что если Анкара в очередной раз будет "крутить хвостом" и искать варианты обойти конкретные и четкие договоренности по Идлибу, то сирийская армия вновь перейдет в атаку. Время выходит, и работает оно отнюдь не в пользу Эрдогана. На вывод боевиков ему действительно отведено не так уж много времени – до конца месяца.
И уже сейчас можно уверенно говорить о том, что союзники-натовцы Анкаре если и помогут, то исключительно "морально". Следить будут за кровавыми столкновениями издали, потирая при этом руки. Ведь вся игра вокруг Идлиба именно для того и затеяна, чтобы были завязаны руки у Дамаска. Чтобы у сирийской армии не появилось соблазна повернуть штыки на восток после того, как будет освобожден многострадальный идлибский мухафаз.
Еврейский казус и армянский акцент: урок новейшей истории для лидеров Восточной Европы>>
В частности, в сторону левобережья Евфрата, где окопались уже курдские боевые отряды "под зонтиком" американских солдат. Ведь для США сирийская нефть – это не просто ценность, которую можно продать и снабжать тех же курдов оружием и боеприпасами. Сегодня сирийская нефть – это фактор политический, и сдавать ее законному владельцу – Дамаску, американцам ну очень не хочется.