Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Флер откровенной конспирологии, которой оперирует действующий американский президент Дональд Трамп на политических подмостках, может свидетельствовать о сложности ситуации, в которой оказались США. Количество зараженных коронавирусом в 330-миллионной стране перегнало показатели полуторамиллиардного Китая.
"Мягкая сила" Китая против мощи американского доллара
Можно часами спорить о том, кто из мировых лидеров прав, оценивая риски и опасности пандемии. То ли президент России Владимир Путин, делающий упор на "социалку" и рассчитывающий на самосознание населения вкупе с важностью роли государства. То ли Трамп, пытающийся "задавить" коронавирус мощью американского доллара и требующий, чтобы несмотря ни на что спасали в первую очередь экономику и чтобы с середины апреля в стране начало работать производство. А может и вовсе лидер Китая Си Цзиньпин, уже продемонстрировавший всему миру, насколько легче "разобраться с заразой" при жестком и идеологически выверенном административном давлении. Споры, скорее всего, будут носить не конструктивный, а идеологический характер.
С другой стороны, уже понятно, что даже пандемия не смогла заставить мировое сообщество сплотиться против невидимого и оттого еще более грозного и опасного врага. Слишком велики были разногласия между ведущими политическими державами, чтобы суметь в одночасье их забыть и выступить вместе, единым фронтом. Тем более в нынешней сложившейся ситуации.
Ведь уже всем ясно, что вскорости, сразу же после пандемии, грянет великий мировой передел. И сопровождаться он будет также и перераспределением важнейших ролей и позиций на мировой политической карте. Вот за это, за кусок пожирнее от будущего пирога, и сцепились в смертельной схватке сверхдержавы. Причем даже в их поведении чувствуется кардинальное различие.
Помпео пошел войной на Саудовскую Аравию: как и почему американцы играют на руку России>>
Например, возьмем мягкую силу, которую в своей политике использует Китай. Он исподтишка подкрадывается к своей заветной мечте – к новому Шелковому пути. И путь этот должен вывести китайскую экономику на вожделенный европейский потребительский рынок. Подобному поведению, вполне соответствующему трагедии, с которой столкнулось сейчас человечество вообще и Европа в частности, пытаются противостоять Соединенные Штаты с той самой непоколебимой уверенностью в сокрушительную силу своего доллара, в свое предназначение быть гегемоном и в новом мире, его главным полицейским, наделенным полномочиями карать или миловать любого, кто встанет на пути девиза "Америка превыше всего".
Сперва США задраили люки, затем стали бороться за свое место под солнцем
О поведении американской дипломатии и о специфике президентства нынешнего лидера Дональда Трампа следует говорить особо, как и о поведении главы внешнеполитического ведомства этой страны Майка Помпео. Они и в "допандемический" период на международных политических подмостках особой церемонностью не отличались.
Однако сейчас, когда человечество замерло в ожидании, когда же наука найдет преграду дальнейшему распространению COVID-19 по всему миру, "хамство" американской дипломатии откровенно зашкалило. И началось это аккурат в тот момент, когда президент Трамп в одночасье, не посоветовавшись, наглухо задраил люки и иллюминаторы, отгородившись от ближайших союзников – европейцев – на "острове" под названием Американский континент.
Был ли это акт отчаяния? Скорее да, чем нет. Уже тогда невозможно было точно сказать, какими испытаниями короновирус может обернуться для всей человеческой цивилизации. И речь идет не только о человеческих жертвах. Речь о промышленности и экономике, о цене на энергоносители и о торговле. О взаимоотношениях между государствами, благосостоянии населения и о социальной реакции на все это.
О реакции, способной буквально взорвать нынешнюю политическую форму организации общества. Если воспроизвести события тех дней, то можно вспомнить, что на какой-то момент, на несколько дней США буквально замерли в ожидании.
Сделать "морду кирпичом" или дать Ирану шанс: коронавирус поставил США перед дилеммой>>
И вернулись к активной политической жизни тогда, когда стало понятно – справиться с пандемией хоть и с трудом, но возможно. Однако вернулись американские политики на мировую глобальную политическую арену, причем уже более агрессивно настроенными. С пониманием того, что мир начал необратимо меняться, и нужно жестко побороться за свое господствующее место под солнцем.
Вот и борются, применив на дипломатических подмостках известную издревле тактику доброго и злого полицейского. Эта тактика дает великолепную возможность маневрировать между своими потенциальными оппонентами и соперниками. Образно говоря, сейчас Трамп и Помпео заняты взаимной "перепасовкой" мяча друг другу.
Уже у европейцев хватает риска пойти поперек воли заокеанского патрона
Сначала Помпео – "злой коп" – делает громкое заявление, нащупывая почву и реакцию мирового сообщества. Затем "добрый полицейский" Трамп регулирует позицию своей страны, ориентируясь именно на ту реакцию, которую вызвало громкое заявление госсекретаря. Вот именно такой сценарий они сейчас разыгрывают, например, в партии с иранскими санкциями. Там действительно из-за коронавируса сложилась аховая ситуация.
И жесткая позиция США, продолжающих санкционное давление на Иран, в итоге может привести к недовольству мирового сообщества. Тут Трамп с Помпео играют, как говорится, на грани фола. Каждый раз после заявления госсекретаря об усилении давления следует заявление президента о том, что Соединенные Штаты готовы помочь.
Правда, Иран раз за разом заявляет, что не в помощи американцев нуждается, а в честной игре. Когда односторонние и преступные санкции в условиях коронавируса должны быть попросту сняты. И некоторые из европейских стран в обход санкций чем-то помогают Ирану, а потом ряд государств уже официально обращаются к ООН с просьбой потребовать у США снять санкции, вновь возникает образ "доброго полицейского" Трампа со своей готовностью помочь.
Геополитика времен пандемии, и что делать с этим Армении>>
Примерно такая же схема с "перепасовкой" задействована в игре с Китаем, на который Соединенные Штаты сейчас косятся как на главного конкурента в ожидаемом новом мировом порядке. Затеяли игру в Вашингтоне в расчете на то, что мировое сообщество с ходу поверит в китайское "авторство" COVID-19. Не получилось – у Пекина были железобетонные аргументы.
Пришлось на ходу "переигрывать" тактику. Сейчас все сводится к тому, что "злой коп" Помпео обвиняет китайцев, мол, они вовремя не сообщили об опасности, до определенного времени скрывали какие-то факты. Затем "добрый полицейский" Трамп связывается с Си Цзиньпинем.
Сперва в формате G20 просто общается в широком кругу. После же того, как на G7 "злой коп" Помпео не смог "продавить", чтобы его евросоюзники отныне называли COVID-19 "уханьским вирусом", Трамп связался отдельно. В телефонном разговоре благодарил коллегу Си Цзиньпиня за помощь, договорился о совместной работе против пандемии.
Вывод один – даже европейцы сейчас рискнули пойти поперек воли заокеанского патрона. Действительно, наступает новый мир, новые времена…