Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
В преддверии очередных президентских выборов в США осенью текущего года ситуация на нефтяном рынке становится еще и серьезным внутриполитическим фактором. Именно между этими двумя поведенческими векторами Трампа и мечутся эксперты-аналитики, старающиеся предугадать развитие событий на рынке "черного золота".
На кого работает Трамп? На себя, или на "того парня"?
Главное предугадать, что важнее для самого Трампа. Стремится ли он "прижать к ногтю" своего идеологического соперника – Россию – попытавшись обескровить ее экономику и финансово-банковскую структуру? Или же, рассчитывая свои шаги, американский президент ориентируется на осень, когда сойдется в схватке за право еще четыре года "порулить" Соединенными Штатами?
И в том и в другом случае ему приходится оглядываться еще и на свирепствующую пандемию, последствия которой, кажется, во всем мире предугадать пока еще никто не способен. Вот и получается для политических аналитиков задача – уравнение со многими неизвестными. Правильный ответ знает лишь сам действующий президент США. Ну и, быть может, кое-кто из его администрации.
На самом деле причислить Трампа к числу политических альтруистов, способных пожертвовать собственными интересами во имя нации и государства, язык не поворачивается. Он действительно готов сойтись в жесткой схватке на политическом поле боя с любым оппонентом. В подобных схватках, как известно, все средства хороши. Особенно для такого миллиардера-прагматика, коим за четыре года себя проявил (на самом деле им и является) ныне действующий американский президент.
О том, как "мультики" Путина обернулись для США "грозным и экзотическим" вооружением>>
У него свое, весьма своеобразное понимание о джентльменстве на политической арене. В этом плане рассчитывать на то, что в преддверии судьбоносных для себя-любимого выборах, он вряд ли согласится распылять свой нехилый потенциал на проект с мифической перспективой.
А попытка повторить с Россией то, что в свое время удалось Рональду Рейгану – использовать международный рынок энергоносителей в качестве инструмента, позволившего завалить Советский Союз - сейчас вряд ли получится. И речь не только о том, что Россия изначально готова сойтись "в ближнем бою". По большому счету от цены на нефть действительно очень многое зависит, тот же курс доллара в перерасчете на российские рубли – в том числе.
Однако сам Трамп не может не понимать, что попытка не то чтобы повалить, да хотя бы пошатнуть Россию про помощи нефтяного "инструмента" потребовала бы слишком долгого времени, серьезных и кровопролитных экономических битв. Может обернуться себе дороже, да и времени на это нет.
Безупречный кейс нынешнего президента США
Видимо следует понимать, что Трамп сейчас решает более приземленную и конкретную задачу. Он пытается выступить на предстоящих президентских выборах в ореоле, в блеске побед - как политических, так и на экономических. А это значит, что нынешние "телодвижения" США отнюдь не обусловлены попытками воспользоваться сложившейся в мире ситуацией и "прижать к ногтю" своего идеологического и геополитического конкурента.
Трамп сейчас скорее обороняется, чем нападает. Скорее пытается обратить на пользу своему внутриполитическому имиджу экономические проблемы, с которыми столкнулись практически все страны мира.
Ведь еще несколько месяцев назад пакет геополитических и экономических решений, принятых за годы президентства Трампа, выглядел просто идеальным политическим кейсом. С ним было бы не стыдно вступить в схватку за второй президентский срок. Тем более с таким кандидатом, как, скажем, Байден, с изрядно "подмочивший Украиной" репутацией.
Против демократов Трамп собирался в качестве главных козырей выложить экономические успехи – огромное количество новых рабочих мест, перезапуск практически убитой при Обаме автопромышленности, большой объем военных заказов для отечественных корпораций. Если к этому добавить ряд выполненных избирателям обещаний – хотя бы вывод войск из Афганистана – то для потенциальных соперников кейс получался действительно убийственный…
Все расчеты, конечно же, попутала пандемия, способная практически свести к нулю тот огромный (действительно огромный и результативный) объем работы, который был проделан Трампом и его администрацией. Ведь предполагалось, что основной опорой действующего президента на ноябрьских выборах должны были стать, скажем, работники военных корпораций, которые завалены заказами "по самое не могу".
Зенитно-ракетная "война" сверхдержав: как Ближний Восток стал полигоном>>
За Трампа должны были проголосовать миллионные коллективы заводов–автопроизводителей, буквально восставших из пепла благодаря жесткой политике действующего президента на автомобильном рынке. Отрасли, которые получили второе дыхание благодаря торговой войне с Китаем.
Козырная карта американской "нефтянки"
Ну и самое главное – одной из основных козырных карт в этом кейсе должна была стать "нефтянка". За прошедшие годы Соединенные Штаты смогли "откусить" у своих конкурентов серьезные, объемные куски от "потребительского пирога". Расцвела отрасль сланцевой нефти, которой именно стараниями Трампа удалось достичь невиданных доселе объемов выработки.
И все это оказалось под угрозой из-за того, что настоящим Дамокловым мечом нависла опасность над главным – над стабильным ростом энергоносителей во всем мире. Накануне ситуация на мировом рынке "черного золота" в какой-то степени стабилизировалась.
Ценовая планка колебалась около шестидесяти долларов за баррель, и это устраивало практически всех. Россия, запланировавшая бюджет текущего года где-то в районах сорока долларов за баррель, предпочитала особо не дергаться. То же самое – Саудовская Аравия, которая вполне помещалась "в рамки" даже с учетом месячного простоя из-за взрыва на заводе.
Американские нефтяники тоже пришли к заключению, что от добра добра не ищут, и что шестьдесят долларов за баррель нефти позволяет хоть и не быстрыми темпами, однако стабильно увеличивать объемы добычи сланцевой нефти. Та по самоокупаемости подороже будет, нежели саудитская или российская, однако свыше сорока долларов за баррель – уже гарантированная прибыль.
Ну и самое главное – именно благодаря стараниям Трампа американской "нефтянке" отошла львиная доля потребителей иранской нефти. С конкурентом американский президент, конечно же, поступил, мягко говоря, не чисто, не по-джентльменски, однако кого это волнует на глобальной политической арене? Как бы то ни было, пирамида, которую сооружали Трамп со своей администрацией, в итоге рухнула.
"Сделка века" на Ближнем Востоке: Трамп хочет въехать на арабском горбу в еврейский рай?>>
Действующий президент, конечно же, в этом не виноват. Подозревать его в том, что именно он подложил мину под сбалансированный международный рынок энергоносителей, не приходится. Да и резкие телодвижения последних дней, наблюдающиеся в американской элите, заставляют думать, что по потерям (как экономическим, так и политическим) США может и обогнать своих конкурентов.