ЕРЕВАН, 31 мар – Sputnik, Карине Арутюнян. Уже вторую неделю как учебные заведения в Армении перешли на дистанционное обучение, хотя опыт в этом плане имелся небольшой. Корреспондент Sputnik Армения побеседовала с учениками и учителями как региональных, так и столичных школ, а также с экспертами в сфере образования, попытавшись выяснить, какие существуют проблемы в системе дистанционного обучения и насколько вовлечены в этот процесс учащиеся.
В регионах не все ученики имеют смартфоны, компьютеры и интернет
Директор средней школы села Неркин Кармир Ахпюр Тавушской области Наира Папян, которая также преподает английский, сообщила, что у них лишь 70 из 82 (порядка 85%) учеников участвуют в онлайн-занятиях.
"Прежде чем приступить к онлайн-обучению, мы с учителями провели дистанционное собрание, чтобы обсудить наши дальнейшие действия. У меня есть опыт дистанционного обучения, поэтому мы очень быстро все организовали", - сказала Папян.
Она также сообщила, что каких бы то ни было проблем, связанных с учителями, нет, все они обеспечены как интернетом, так и смартфонами и компьютерами. Однако, к сожалению, 12 учеников выбыли из учебного процесса, поскольку не обеспечены необходимой техникой и не имеют подключения к сети Интернет. Учителя, однако, пытаются решить данную проблему, связываются с их родителями и объясняют задания.
Ученик 8 класса той же школы Грач Галстян признается, что уроки, которые ему задаются на виртуальных уроках, он выполняет не всегда, как, впрочем, и во время обычных занятий в школе. При этом, как рассказал мальчик, он смог присоединиться к дистанционному обучению лишь после того, как учительница истории Анушик Галстян отдала ему свой телефон.
"Уроки проходят хорошо, иногда связь бывает плохой, но отключаем и снова подключаемся, и больше не глючит. Учителя задают задания, а мы выполняем, сколько успеваем. Домашних заданий бывает много, все успеть не могу", - рассказывает ученик.
Озорник сокрушается еще и потому, что мешать на дистанционных уроках практически невозможно, другое дело - "настоящие" уроки.
Основатель Zoom заработал миллиарды в период пандемии коронавируса
В Ереване процент вовлеченности учеников в процесс онлайн-образования выше, чем в областях.
Директор столичной школы N14 имени Нар-Доса Мелсида Рубенян сообщила, что в их школе вовлеченность учащихся в дистанционный учебный процесс составляет 95.8%. Что касается учителей, то у них есть соответствующие технические средства.
"Учителя связываются с учениками на разных платформах, используя Skype, Viber, Zoom, Messenger. Естественно, если бы было время, мы бы подготовились ко всему этому лучше, но учителя делают все от них зависящее. Кроме того, помогают и родители, создавая условия для того, чтобы ученики смогли по возможности полноценно проводить уроки на одной платформе", - сказала Рубенян.
Дистанционные уроки, однако, по ее мнению, увеличивают нагрузку как учеников, так и учителей. И те и другие работают неограниченное количество времени, поскольку заранее к этому не готовились.
Директор школы отметила, что некорректно утверждать, будто учебный процесс осуществляется на 100%, но время покажет, будет ли необходимость в дополнительных занятиях или нет.
Ученица одной из ереванских школ Ани Айрапетян, между тем, весьма озадачена: она абитуриентка, в этом году должна сдать экзамены для поступления в вуз, но уже месяц, как занятия не проводятся в прежнем темпе.
Ани у репетиторов не занимается, и, по ее словам, учителя во время онлайн-обучения больше задают, нежели успевают объяснять. Ученица говорит, что если проходной балл не снизят или же из тестов не снимут некоторые вопросы из учебных программ второго семестра, то абитуриентам придется нелегко.
Дистанционное обучение – хороший опыт или стресс?
Эксперт в области образования Сероб Хачатрян считает основной проблемой дистанционного обучения то, что не все ученики в состоянии присоединиться к учебному процессу из-за отсутствия технических устройств или интернет-связи, в том числе качественной.
По его словам, порядка 20-30% учащихся выбывают из образовательной системы. Кроме того и для учителей настал довольно сложный период: часть их была готова к этому, но не все обладали соответствующими навыками работы с техникой и знаниями технологических новшеств.
"Сейчас учителя загружены и больше работают, чем раньше. Кроме того, возникают проблемы, связанные с вовлечением учеников в учебный процесс и проверкой домашних заданий. Этот стиль работы для низкооплачиваемых учителей довольно стрессовый", - сказал Хачатрян.
Эксперт отмечает, что дистанционное обучение может стать проблемой для тех абитуриентов, которые не занимаются у репетиторов и должны поступать в вузы и сдавать экзамены на базе школьных знаний, а сегодня из-за отсутствия техники пропускают уроки.
По словам Хачатряна, для решения проблемы необходимо проводить регулярные телеуроки по экзаменационным дисциплинам для 9 и 12 классов. Несмотря на то, что большинство абитуриентов занимаются частно и почти все перешли на дистанционное обучение, однако, по его мнению, было бы хорошо, если бы Минобрнауки из экзаменационных тестов изъяло бы задания, касающиеся учебных программ второго семестра.
Интернет школьникам в случае необходимости будет предоставляться бесплатно на время ЧП
Сероб Хачатрян также считает, что выпускные экзамены 12-классников нельзя откладывать, поскольку это может вызвать сбои в графике летнего призыва в армию.
"Еще одной проблемой онлайн-образования служит отсутствие у учителей заранее разработанных программ и подготовленных специальных материалов. Например, записи объяснений темы уроков, чтобы на это не терять времени. Однако сейчас учителя сталкиваются с необходимостью уложиться в 45 минут. Если дистанционное обучение будет проводиться профессионально, это может сэкономить время", - сказал Хачатрян.
Специалист в области образования коснулся также положительных сторон дистанционного обучения, сказав, что на самом деле лучший способ обучения – это разнородные испытания. В эти дни образовательная система страны подверглась серьезным испытаниям, однако в итоге учителя обрели больше навыков преподавания, больший опыт, который, по убеждению Хачатряна, будет способствовать дальнейшему укреплению системы образования.
Порядка 10% школьников и учителей не имеют соответствующей техники
В министерстве образования, науки, культуры и спорта Армении сообщили, что вовлеченность учеников в процесс дистанционного обучения достигает 80%. Причиной неучастия остальной части заключается в основном в отсутствии соответствующих технических устройств.
Ведомство начало сбор компьютерных устройств для того, чтобы помочь учителям и ученикам. По данным министерства, в регионах налицо нехватка как минимум в 21 000 устройств – это смартфоны, модемы wi-fi, компьютеры.
Ранее стало известно, что порядка 85 компьютеров из фонда парламента Армении будет передано школам для организации дистанционного обучения нуждающихся в технике учеников. Такое решение принял спикер Национального собрания Армении Арарат Мирзоян во вторник. Список школ составит министерство образования, науки, культуры и спорта Армении.
"Даже при режиме чрезвычайного положения обеспечение образования наших детей должно быть для нас одной из важнейших забот", - говорилось в заявлении Мирзояна.
Спикер парламента сообщил, что найдется также немало государственных и частных организаций и частных лиц, которые присоединятся к акции и предоставят свои работающие, но ненужные компьютеры детям, которые в этом нуждаются.
Вузы изменят порядок оплаты обучения, но… Араик Арутюнян обратился к студентам
Напомним, Армения, как и многие другие страны, объявила режим чрезвычайного положения для борьбы с распространением коронавируса. В Армении режим ЧП продлится месяц (с 16 марта по 14 апреля). В стране закрыты все образовательные и учебные заведения. Вузы и школы перешли на дистанционное обучение.