Хотите оказаться лицом к лицу с правдой, посмотрите видеорепортаж "Армянские медики лицом к лицу с вирусом". В чем правда? Правда в том, что перманентное нытье на тему "люди уже не те…" не соответствует действительности. Люди еще те и даже лучше.
Да, ситуация, во всяком случае санитарно-эпидемиологическая, сегодня не так, чтобы очень, но люди еще те, если не лучше.
Без обид. Так оно и должно быть, новое поколение обязано превзойти прежнее, в противном случае - топтание на месте, стагнация, девальвация, регресс. Сегодняшний отряд армянских врачей сделал свой шаг и доказал: "Мы на своем месте! Во всяком случае мы не хуже тех, кто был до нас". И это правда.
Всмотритесь в лица армянских медиков, оказавшихся на расстоянии протянутой руки от коварного коронавируса - красивы, молоды, уверенны в себе. Общее выражение лица – уверенность в себе. Таким можно доверять. Вот первое, что приходит в голову и это, пожалуй, самое главное.
Откуда в наше смутное время такие светлые и уверенные люди? Оттуда. От прошлых поколений армянских врачей, без которых сегодняшние не могли бы стать не только вровень, а и превзойти их.
Здесь я сделаю шаг в знакомую и любимую мной сторону, в сторону врачей, которых люди прежних лет знают и помнят.
Сурен Зограбян - нейрохирург, Александр Микаелян – кардиолог и создатель суперсовременной по тем временам клиники, Белла Давтян – педиатр и главврач детской больницы, Сурен Авдалбекян – основоположник торакальной хирургии в Армении, Сергей Малаян – с него в республике начиналась офтальмология, профессор Партев Маркарян, в его клинике родились тысячи ереванцев …
Назвал лишь малую часть из тех, кого удалось увидеть в зрелом (для себя) возрасте.
Те, кого запомнил с дошкольных лет двое - доктор Слкуни и доктор Богатурова. Лиц уже не помню, но тепло ладоней с перестуком пальцев для определения очагов хвори осталось до сих пор. (Набрал в поисковике google эти фамилии, чтоб найти подробности – не дает ответа…)
Первый запомнившийся министр здравоохранения – Захарий (Зорик) Нариманов, последний советского периода - Арташес Азнавурян.
Дольше всех поработал и, соответственно, успел сделать Эмиль Габриелян, при котором в Армении вмиг оказался весь цвет советской медицины. Случилось так потому, но трагическому поводу – произошло Спитакское землетрясение. Вот тогда врачи напомнили о себе по-настоящему, а люди оценили их по достоинству. Врачи, как и сегодня, не спали, не отходили, не щадили себя. Многие из видеоролика "Армянские медики лицом к лицу с коронавриусом" тогда были детьми. Откуда в таком случае преемственность? Не знаю. Генетическая память? Возможно.
Потом о врачах стали вспоминать реже и реже. Мотивация: каждый делает свое дело, вот и врачи делают, ну и пусть.
Но… Во-первых. В жизни каждого из нас и страны в целом приходит час, когда врач - последняя надежда. Сумеет спасти - выживем, не сумеет – аминь!
Отпечаток пандемии: когда битва за жизнь налицо>>
Во-вторых. Людям, от которых в критических ситуациях зависит наша жизнь, должны платить зарплату, которую не стыдно произносить вслух. Как в странах, на которые оглядываемся, например, на Америку.
В третьих. В советское время на лобовом стекле личных автомашин многих врачей часто можно было видеть эмблему медицины – змея и чаша. Эмблема на стекле говорила о том, что за рулем врач, и он готов в случае чего оказать скорую помощь на дороге. (Помню разговоры, будто такие машины гаишники не останавливали – уважали врачей). Значит, было за что.
Сострадание. Еще одно, без чего не могут сложиться отношения между врачом и пациентом. США, одна из нью-йоркских больниц. Анестезиолог Деррик Смит не может забыть умирающего мужчину, который перед подключением к аппарату искусственной вентиляции легких спросил его: "Кому придется за это платить?". "Очень грустно, что люди беспокоятся о деньгах даже в свои, возможно, последние моменты перед смертью", - огорчается Смит.
В феврале-марте в Армении объявился коронавирус, в апреле, не боясь ни черта, не надеясь на Бога, а только на себя, на его пути встали люди с масками на лицах.
Ереванский медицинский институт был (и, наверное, остается) нашим самым престижным вузом, откуда образовалась (и образуется) элита армянских врачей. На такое обычно уходят годы, десятилетия, а тут все пошло в ускоренном режиме.
В видеоролике медики устало снимают маски, открывают свои лица. Разные. Это и есть наша настоящая элита. Не только врачебная. Спасибо ей!