Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Причина, оказывается, не только в Турции, которая может выразить недовольство, но и в том, что "Армения находится в фарватере российской внешней политики и отвергает жизненно важные для Украины резолюции в международных организациях".
Речь о дипломатических нормах и приличном обществе
В последнее время весьма тревожная тенденция начала обрисовываться вокруг идеологических позиций, которые занимают на глобальной политической арене те или иные страны. Если анализировать складывающуюся ситуацию шире, безотносительно к какому-либо конкретному государству, то фактически получается следующее. Любая из стран- членов ЕАЭС и ОДКБ рискует подвергнуться нападкам именно из-за своей геополитической ориентации.
Если раньше, в "допандемический" период, подобная логика порой и проскальзывала в сфере межгосударственных отношений, то весьма умеренно, редко. Во всяком случае подобную позицию старались прикрывать какими-то другими, более приемлемыми факторами.
Нежелание сближаться с тем или иным государством, пассивность в налаживании более тесных дипломатических отношений принято было обосновывать рациональными причинами. Будь то разночтения, скажем, в геополитических или сугубо экономических интересах. В любом случае, страны старались сохранять эдакие нормы джентльменских взаимоотношений. Или, если хотите, поведенческие каноны, присущие культурному обществу.
Однако сейчас на глобальных политических подмостках сложилась весьма напряженная, взрывоопасная ситуация, вызванная пандемией. И она попросту не могла не оставить своего отпечатка и на общепринятых дипломатических нормах и поведенческих канонах.
Недавний скандал, случившийся на украинских дипломатических подмостках и касающийся Армении, связан именно с этой, весьма тревожной, тенденцией. Письмо, отправленное заместителем министра иностранных дел Украины Василием Боднаром и адресованное целому ряду высокопоставленных лиц (в том числе и депутатам Верховной Рады), призывает избегать использования термина "Геноцид армян".
В принципе, на первый взгляд все сказанное укладывается в логические рамки: Украина официально не признавала Геноцида армян в Османской империи 1915 года. Без проблем. Израильский Кнессет, например, тоже никак не признает термина "Геноцид армян". Всегда (особенно накануне 24 апреля) старается весьма обтекаемо говорить о трагедии, случившейся 105 лет тому назад в Османской империи.
Наперекор воле Турции? Да ни в коем случае!
Однако израильские политологи, ученые, эксперты, в ряде случаев также и должностные лица, вполне предметно объясняют подобную позицию своей страны геополитическими интересами. Конкретно – нежеланием еще больше раздражать Турцию, с которой у Израиля и так достаточно напряженные отношения.
Другое дело, насколько это хорошо или плохо, если взглянуть на ситуацию с точки зрения человеческой морали. Однако мы же знаем, что в политике нормы нравственности – это последний из факторов, к которому можно обратиться. Во всяком случае позиция Израиля вполне объяснима и понятна (хотя и неприемлема, но это другой вопрос).
Если бы заместитель руководителя украинского внешнеполитического ведомства Боднар ограничился тем же объяснением, что и израильские политики, то проблем было куда меньше. Высокопоставленный чиновник-дипломат, в принципе, фактор нежелания раздражать Турцию в своем письме привел вскользь. Сейчас Украина действительно вынуждена, образно говоря, "смотреть в рот" любому партнеру и союзнику, кто готов финансово помочь – сама страна экономически ну никак не тянет.
Между тем Анкара недавно обещала Киеву помочь пятьюдесятью миллионами долларов, которые будут направлены на реорганизацию украинской армии. Понятно, что в сложившейся ситуации раздражать турок упоминанием о Геноциде не стоит.
Нервная реакция Анкары на резолюцию Сената о признании Геноцида армян не заставила ждать
Официальная Анкара, как известно, действительно весьма чувствительно относится к тому, какую терминологию используют в данном случае высокопоставленные официальные лица практически всех стран. И Украина отнюдь не исключение.
О человеческой морали в данном контексте говорить не приходится – все сказано выше. Равно как и не следует упоминать страны, которые официально признали Геноцид армян и к тому же являются близкими союзниками Украины.
Ведь наперекор воле Турции пошли не только такие сверхдержавы, как Германия, Франция. Есть в огромном списке стран, признавших Геноцид и такие, которые действовали исключительно во имя человеческой морали, а не исходя из каких-то своих геополитических соображений.
Нужен хотя бы флер, если не удается поместить в рамки человеческой морали
Однако оказывается, вовсе не в этом дело. Украина, конечно же, вольна сама для себя решать, принимать или нет любую терминологию касательно Геноцида армян 1915 года. Но главной причиной, почему украинским должностным лицам не следует посещать мероприятия, посвященные 105-летней годовщине Геноцида армян в Османской империи, в письме названо то, что Армения "находится в фарватере российской внешней политики и отвергает жизненно важные для Украины резолюции в международных организациях".
Вот она, та самая опасная тенденция, о которой говорилось изначально и которая стала вырисовываться в международной политике в последнее время. Оказывается, Армения следует в фарватере России, и именно поэтому Украина не признает Геноцида.
То есть даже не интересы близкого геополитического союзника – Турции – стали причиной, из-за которой представители украинских властных структур не пойдут на мероприятия, организованные армянской диаспорой Украины. Просто дело в том, что Армения, видите ли, является союзником России, с которой у Киева серьезные проблемы на международной политической арене.
"Армянский народ ждет справедливости": президент Армении направил послание к 24 апреля
А тот факт, что связь трагедии нескольких народов, истребленных в Османской империи в 1915 году (армяне, греки, курды, езиды, алавиты), с нынешними геополитическими реалиями более чем опосредованная, это украинского высокопоставленного чиновника не интересует. Равно как и то, что Армения – самодостаточное государство, которое не следует ни в чьем фарватере. И дружит в своем регионе именно с теми, с кем близка идеологически и геополитически.
Интересно, допустима ли, приемлема ли подобная тенденция в современных дипломатических кругах? Она же похожа на откровенную детсадовскую логику – Женя дружит с Сережей, и поэтому Саша с Женей напрочь отказывается дружить. Понятно, что не стоит рассусоливать украинскому высокопоставленному чиновнику тему взаимоотношений Армении с той же Турцией (да и Азербайджаном). Впрочем, дело не в этом.
Проблема заключается в том, что раньше, в "допандемическую эпоху", технология регулирования международных отношений была в некотором роде джентльменской, что ли. Просто в приличном обществе (тем более дипломатов) подобные позиции раньше пытались прикрыть своеобразным флером политической или экономической целесообразности. Если было невозможно вместить в рамки человеческой морали…