Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
Фотопортрет армянской девочки занял первое место в категории "Портрет/Одиночные снимки" престижнейшего международного конкурса World Press Photo 2020, .
Как армянские мотивы объединили Ладу и Ниву во французский коллектив>>
Героиня снимка – 15-летняя Ева, которая менее года назад вышла из кататонического ступора, вызванного так называемым синдромом отстраненности (апатии, смирения). Она сидит в инвалидном кресле, окруженная родными, в центре приема беженцев в Подкове-Лесьне в Польше.
Автором фотографии, сделанной в июне 2019 года для польского издания Duży Format, Gazeta Wyborcza, является Томек Качор. Он так и назвал свою работу – "Пробуждение"…
Томек занимается в основном пейзажной фотографией. В беседе с нами он отмечает, что этот жанр в какой-то момент стал приобретать важное социальное значение из-за климатической катастрофы. По собственному признанию, он не может спокойно следить за тем, как люди разрушают природу, поэтому в последние годы большую часть времени посвящает именно этому жанру.
Как же получилось, что на конкурс он представил портрет? И как он узнал о Еве и ее загадочном заболевании?
"О "синдроме отстраненности" я впервые услышал от своей жены – Дороты Бородай. Она журналист", - говорит Томек.
Сама же Дорота узнала об этом благодаря работе шведского фотожурналиста Магнуса Веннмана. Кстати, снимок победил в номинации "Портрет/Одиночные снимки" World Press Photo 2018. Автор запечатлел двух "спящих" девочек – цыган-беженцев из Косово. Фото называлось "Resignation syndrome" (синдром отстраненности) и было снято в Швеции.
This photograph, by Magnus Wennman, won the World Press Photo award in the People category: Uppgivenhetssyndrom, or resignation syndrome, is said to exist only in Sweden, and only among refugees. https://t.co/pT7sVPa4TH pic.twitter.com/UowyfOkgd5
— The New Yorker (@NewYorker) April 14, 2018
Именно в Швеции зарегистрировано подавляющее большинство случаев кататонии. Что же представляет собой это заболевание?
"Побег от реальности"
Кататония распространена среди детей беженцев, которые стали свидетелями насилия (часто против их родителей). Синдром смирения делает пациентов пассивными, неспособными принимать пищу, разговаривать, а также невосприимчивыми к физическим стимулам.
Как армянский реставратор восстановил репутацию "нелепой рукописи">>
Это состояние может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Ремиссия и постепенное возвращение к нормальной жизни наступает после стабилизации жизненных обстоятельств.
"Этот синдром очень известен в Швеции. Случаи заболевания зарегистрированы там с 2000-х годов. Его пережили дети многих мигрантов… Кататонию можно назвать чем-то вроде попытки бегства из реальности в результате перенесенного тяжелейшего стресса", — говорит Томек.
Наш собеседник отмечает, что вовсе необязательно, чтобы семьи этих детей бежали из воюющих стран – "у вынужденной миграции множество причин". Часто они становятся очевидцами драматичных и даже жестоких событий в собственных странах. Однако подобным образом они могут реагировать и на сами процедуры, связанные с вынужденным переселением и, тем более, на депортацию.
"Обычно этот синдром случается с детьми 9-18 лет, то есть в том возрасте, когда они уже прекрасно понимают, что происходит вокруг них. Дело в том, что дети очень быстро адаптируются в новой стране; учат язык, начинают чувствовать себя в безопасности и когда узнают, что все это скоро закончится и им придется вновь куда-то переехать, переживают огромный стресс", - говорит фотожурналист.
По мнению шведских врачей, лучшей терапией в данном случае служит обеспечение ребенка стабильной, обыденной и безопасной жизнью, чтобы он вновь обрел чувство защищенности.
Ева впала в ступор, когда ее семья пыталась получить убежище в Швеции, однако им угрожала депортация в Польшу. Из Польши же ее семью могли отправить туда, откуда они попали в Европу. Отметим, что более подробная информация о том, где проживала эта семья до переезда в Европу, а также о самих причинах переезда, на данный момент огласке не подлежит.
Неожиданное признание
После того, как Дорота увидела "спящих" детей Магнуса Веннмана, она решила подготовить статью на эту тему для польской прессы. Как раз во время работы над статьей она узнала про Еву и то, что девочка живет в Польше, недалеко от Варшавы. Она связалась с родителями, которые дали согласие на встречу и беседу теа-а-тет.
"С Евой и ее семьей мы встретились в июне прошлого года. "Просыпаться" девочка начала за несколько недель до этого, поэтому при встрече она уже была в сознании. Мне очень важно было знать, что сама она не против публикации", - рассказывает Томек.
Один диагноз на все боли, или Почему в Армении "не верят" в непереносимость лактозы>>
На наше замечание о том, что на снимке девочка выглядит старше своих лет, фотограф соглашается и говорит: "Она прошла через то, что не многие дети в ее возрасте переживают. В состоянии апатии Ева находилась восемь месяцев".
Томек рассказывает, что тогда, при встрече, он сделал несколько снимков, но почувствовал, что это самый верный способ рассказать универсальную историю и тронуть зрителя, даже если он не в теме.
В то же время фотограф никак не предполагал, что фотография получит такое признание и сможет «выйти» за пределы Польши. Интересно, что за 12 лет работы фотографом он никогда не принимал участия в каком-либо конкурсе. Не собирался делать этого и в нынешний раз…
"Но после публикации многие знакомые и коллеги настоятельно советовали отправить снимок на World Press Photo. В конце концов, я это сделал: отправил работу за несколько часов до окончания приема заявок. И это стало моим первым опытом участия в фотоконкурсе", - рассказывает мой собеседник.
Победа оказалась неожиданной. По словам Томека, сложно предугадать, что "зацепит" жюри World Press Photo, изучая снимки-лауреаты последних лет.
На вопрос о том, знает ли об этом сама Ева, фотограф отвечает: "Я и моя жена лично сообщали Еве и ее семье все новости относительно снимка, начиная с публикации в польском журнале и заканчивая номинацией и первым местом, что, кстати, и для них было очень неожиданно".
Он также добавляет, что в целом все это семье девочки дается нелегко, поскольку фотография напоминает им темные и сложные времена, когда Ева болела.
"А для меня превыше всего их спокойствие и защищенность. Думаю, фотограф всегда несет ответственность за людей или истории, которые рассказывает его работа", - говорит он.
Томек на связи с Евой и ее семьей. Он еще раз отмечает, что девочка уже полностью поправилась. Она ходит в школу и чувствует себя защищенной в Польше.
Армянский прорыв: как постапокалиптический "Глубокий город" затянул турок>>
А работой "Пробуждение" он стремился донести до общества несколько волнующих его тем. Во-первых, это касается того, что больше половины вынужденных переселенцев – это дети. Ну и, конечно, Томек, по собственному признанию, хотел показать, что случается, когда эти дети теряют чувство защищенности. Тем не мене, снимок свидетельствует также о том, что потерянное доверие к миру можно вернуть совместными усилиями...