ЕРЕВАН, 22 мая – Sputnik. Власти Казахстана нашли компромиссное решение в вопросе регистрации машин с армянскими номерами, написал на своей странице в Facebook внештатный советник президента, экономист Олжас Худайбергенов.
Ранее министерство внутренних дел Казахстана распространило заявление, согласно которому автомобили с армянскими и кыргызскими номерами, которые находятся на территории страны больше года и не зарегистрированы, будут выдворены из республики. Это вызвало волну протестов.
Очень дешево и сердито: как Ереван превращается в кладбище для автомобилей>>
По словам советника, полугодовая работа позволила найти, пусть и неидеальное, но рабочее решение, которое подходит для 85% машин.
"Все армянские леворульные авто, ввезенные до 1 февраля 2020 года, смогут встать на временный учет до 1 сентября 2020 года, при этом уплатить всего лишь 11 тысяч тенге (26,5 долларов) за временную регистрацию и сбор за изготовление номера. Временный учет позволяет не платить сбор за первичную регистрацию, пошлину и утильсбор, и пользоваться машиной до полного износа", - написал Худайбергенов.
При этом у владельцев нет права на отчуждение, если только речь не идет о продаже обратно в Армению. С другой стороны автомобилисты могут уплатить все сборы и платежи и встать на постоянный учет. Все, кто встанет на учет, сдадут армянские номера на хранение, но получат их обратно, когда захотят вывезти машину из страны.
На временном учете будет желтый номер, при этом можно будет спокойно ездить и за рубеж, давать доверенность на машину.
По его словам, большинство владельцев авто с армянскими номерами осталось довольным. Тем не менее, часть населения относится к приняты мерам с определенной долей недоверия, опасаясь, что позже власти все равно заставят платить все сборы даже на временном учете, не позволят продать за рубеж и не вернут армянские номера.
Некоторые думают, что налог придется выплачивать сразу в двух странах. Однако Худайбергенов заверил, ,что на самом деле владельцы армянских авто транспортный налог за 2020 год будут платить в Армении, а в следующем году - уже в Казахстане, так как в конце года ожидается принятие соответствующего постановления.
Остался вопрос праворульных машин, по ним возможны три решения: либо переставить руль (Худайбергенов не уверен, что это сделает машину безопаснее) и встать на временный учет, либо продать за рубеж, либо пустить на запчасти.
"Но посмотрим, может быть, невозможность сделать 100% безопасную перестановку позволит найти решение и для них. Пока же есть то, что есть", - написал советник.
Он напомнил, что армянские машины начали завозить еще после того, как Армения вступила в ЕАЭС - с 1 января 2015 года, однако массовый поток пошел в 2019 году. Всплеск интереса к автомобилям из Армении был обусловлен более низкими, по сравнению с другими странами ЕАЭС, ввозными пошлинами, что делало их более доступными. Однако срок предоставленной Армении отсрочки истек в конце прошлого года, и уже с 2020 года пошлина повысилась с 10% до 30-50%. Это обстоятельство сильно мотивировало автомобилистов из стран Союза, чаще всего Казахстана, на соблазнительную покупку.
Всего из Армении в Казахстан было ввезено 22 тысячи машин (из которых 15% праворульные).
Удовольствие здесь и сейчас, или Что стоит за "наплывом" в Армению водителей из Казахстана>>
Отметим, что до 2020 года Армения пользовалась временным сохранением национальных таможенных пошлин на ввозимые машины (эти пошлины были существенно ниже евразийских). Этим решили воспользоваться не только в Армении, но и в других странах ЕАЭС, ведь товар, растаможенный в одной из стран Союза, может беспрепятственно обращаться во всех остальных странах. Поэтому дилеры из Казахстана завезли значительное число машин из Армении, а также Кыргызстана.