— Г-н Президент, позвольте начать с наболeвшего вопроса - о пандемии коронавируса. Что Вы думаете о последствиях нештатной ситуации в мире? Как она может отразиться на Армении и странах ЕАЭС?
— Уникальность данной ситуации не в самом характере вируса, а в тех условиях, в которых он развивается. Мир стал намного более динамичным, непредсказуемым, виртуальным, изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человека - от политики до простых человеческих отношений. Коронавирус, можно сказать, только ускорил эти трансформации, но не повлиял на их характер и содержание. В этом смысле коронавирус - следствие глубоких изменений в мире, а не причина. Именно поэтому нужно, в первую очередь, посмотреть на тенденции, которые начались задолго до вируса.
То, каким будет посткоронавирусный мир, сейчас активно обсуждается на всех уровнях. Очевидны негативные последствия для мировой экономики и период продолжительной рецессии. Однaко, на мой взгляд, пандемия имеет ряд более глубоких последствий. Во-первых, мировое сообщество осознало свою уязвимость перед глобальными вызовами, которые, кстати, имеют квантовый характер. Во вторых, государство и общество почувствовали, насколько важно инвестировать ресурсы именно в науку, здравооохранение – они могут спасти миллионы жизней.
Говоря о ЕАЭС, можно заметить, что каждая страна избрала свой метод борьбы. Поэтому, последствия будут различными. В целом, я надеюсь, что данный кризис послужит своего рода катализатором для интеграции, в первую очередь, в научно-здравоохранительной сфере. Кардинальные изменения грядут в сфере труда, которая оказалась одной из наиболее уязвимых перед лицом пандемии. Потребность в высококвалифицированных кадрах вызовет необходимость пересмотра и образовательной политики. Предстоит решать эти важнейшие задачи, что обуславливает активизацию сотрудничества по трем направлениям: наука, образование, трудовая сфера. Синергический эффект, который может быть достигнут благодаря объединению потенциалов государств ЕАЭС в этой сфере, позволит достичь прогресса в решении задач.
Глобальный кризис здравоохранения, может быть, сместит изменение климата в качестве ключевой политической повестки дня, поскольку опасения по поводу коронавируса становятся все более реальными. Кроме того, страны приложат максимум усилий и проявят свой потенциал в попытке перезапустить экономику. Это потенциально усугубляет изменение климата и загрязнение воздуха, в связи с тем, что экологические правила, скорее всего, будут ослаблены или вовсе будут игнорироваться.
— Два года назад, когда Вы вступили в должность президента, в Армении изменилось политическое устройство. По Конституции фактическим руководителем государства стал премьер. Реформа совпала с серьезным политическим кризисом, в результате которого бескровно сменилась власть. Все помнят Ваше участие в сложных процессах того времени. Это был вызов судьбы? Какой новый опыт Вы приобрели, как лидер?
— Вся армянская история – это постоянные вызовы судьбы, которые наш народ преодолевал с достоинством, становясь сильнее и мудрее. Будучи у истоков Третьей Республики, я не хотел бы высказывать оценочные суждения относительно тех или иных точечных политических процессов. Моя задача, как президента, прошедшего длительный политический путь, состоит в поиске решений для системных проблем, а также в роли гаранта целостности армянской нации и государственности - в защите наших глубинных долгосрочных интересов. Именно в этом я вижу основную функцию института президента. При этом, нужно четко осознавать, что мои полномочия ограничены действующей Конституцией, и я не могу ни влиять на политические решения, ни давать им каких-либо оценок. Однако, я понимаю, что конечный успех нашего государственного строительства зависит от создания системы баланса и противовесов.
"Сердце сильно забилось": интервью жены президента Армении>>
Убежден, что ни один отдельно взятый политик и ни одна ветвь власти не может справиться с тем широким кругом задач, которые стоят перед нами. Системный подход не просто необходим - он безальтернативен, ведь мы стоим на перепутье глобальных изменений, которые уже происходят у нас на глазах.
Большинство наших проблем имеет сложный, комплексный характер, что требует от нас нестандартного мышления для нахождения максимально эффективных решений. В противном случае, мы можем оказаться на обочине истории.
— Какие у вас отношения с премьер-министром Николом Пашиняном? Вы общаетесь вне протокольных встреч?
— В процессе государственного строительства взаимодействие президента с премьер-министром и другими политическими и общественными деятелями является необходимостью, поэтому ответ на данный вопрос абсолютно очевиден. Хочу еще раз подчеркнуть, что, как гарант государственности и Конституции, я не могу позволить себе роскошь говорить о личностных взаимоотношениях. Президент обязан мыслить исключительно государственными категориями, стремясь содействовать в формировании качественно иной политической культуры, от которой напрямую зависит наше будущее.
— В Ваших выступлениях часто звучит мысль о том, что нужно эффективно использовать потенциал армян всего мира. Какие практические механизмы Вы видите для реализации этой идеи?
— Наша история сложилась таким образом, что много веков мы были лишены государственности, но армяне в разных уголках мира никогда не оставляли мечту возродить независимую Армению. Без этой цели, которая передавалась из поколения в поколение, нам было бы гораздо сложнее вести эффективный процесс государственного строительства независимой Армении после распада Советского Союза.
Армянская диаспора поистине феноменальна и по праву считается образцовой в мире в своем отношении к родине-Армении. В отличие от многих стран с богатыми, но исчерпаемыми природными ресурсами, армянская диаспора - это неисчерпаемый потенциал, постоянным источником пополнения которого является любовь и преданность Армении. Армяне являются примерными, уважаемыми и успешными гражданами своих стран гражданства и проживания. Учитывая нашу геополитическую позицию, диаспора является мостом и связующим звеном между Арменией и миром.
За рубежом живет в 4-5 раз больше армян, чем в самой Армении. Для сравнения: в России живет столько же армян, сколько в Армении, а в Ереване число армян сопоставимо с количеством наших соотечественников в Лос-Анджелесе, во Франции, или на Ближнем Востоке.
Я считаю, что для более эффективного использования потенциала армян диаспоры, особенно, их знаний и опыта, необходим институциональный подход с сочетанием законодательных и практических мер, направленных на расширение их участия в общественной, политической жизни и, особенно, в культурном и экономическом развитии страны.
К сожалению, по разным объективным и субъективным причинам нам пока не удалось найти необходимую современную модель по установлению системных долгосрочных стратегических отношений с диаспорой. С одной стороны, может быть, проблема заключается в отсутствии видения со стороны самой Армении, с другой - в самих общинах, идентичность которых во многом связана не столько с армянской государственностью, сколько с трагическими событиями геноцида. Я бы сказал, что диаспора - это сгусток мощной энергии, скованной болью, жаждой справедливости. Но я убежден в том, что успеха и справедливости можно достичь, лишь приняв активное участие в укреплении нашей страны - единственного гаранта безопасности не только граждан Армении, но и армянской национальной идентичности. Наша миссия понятна - прийти к сетевой модели нации через сильное государство.
— Поговорим о сотрудничестве с Россией. Какие направления двусторонних отношений в приоритете? Где стоит усилить взаимодействие?
— Россия является не только стратегическим партнером и союзником Армении - нас связывают многовековые дружеские и теплые отношения, испытанные совместно преодолеваемыми трудностями и укрепленные совместными успехами, а также естественное желание поддерживать друг друга в сложных ситуациях. Именно поэтому эти отношения сегодня стали нерушимыми.
Хочу отметить, что в отношениях с Россией у армянской государственности есть фундаментальные задачи минимума и максимума. Наш минимум – сохранить прежний уровень стратегического диалога, основанного на глубоких историко-ценностных связях. Мы должны ценить наше общее наследие и ориентироваться именно на него при реализации той или иной политики. Тогда мы не совершим серьезных ошибок.
Задача-максимум – вывести наши взаимоотношения на новый уровень, открыть «нетронутые» сферы и создать новые возможности. Наша философия должна исходить из формулы «усиливать друг друга» на двустороннем и многостороннем уровнях, в региональном и глобальном форматах. Многое зависит от того, как на практике мы будем демонстрировать свой стратегический союз, невзирая на отдельные проблемы. Среди новых направлений я бы выделил необходимость расширения сотрудничества на региональном уровне, усиления культурных, гуманитарных и образовательных программ. Если быть более конкретным – у нас имеется огромный потенциал.
Сотрудничество с Россией многослойно и охватывает весь спектр наших отношений. Сегодня мы должны суметь углублять эти отношения в региональных экономических проектах, особенно, в области высоких технологий, искусственного интеллекта и инноваций, продовольственной безопасности.
Необходимо теснее взаимодействовать в области энергетики, включая ядерную сферу. Потенциал нашей республики может сыграть одну из ключевых ролей в поддержании пищевой и продовольственной безопасности России.
Почему Армения стала ключевым союзником России в Закавказье?>>
К глубокому сожалению, новое поколение хуже знает великую русскую классическую культуру, не имеет возможности смотреть в Ереване театральные постановки и слушать музыку, которые оставили глубокий след в становлении старшего поколения. Мы не должны забывать о важности приумножения нашего общего наследия.
Я считаю, что двусторонние отношения могут также стать важным фактором в многосторонних связях наших стран. Армения может послужить мостом между разными интеграционными проектами и регионами, такими, как ЕАЭС и ЕС.
— Армянская сторона включает в повестку переговоров с Москвой такие вопросы, как цена на газ, увеличение инвестиций, решение транспортных проблем. В то же время некоторые российские компании в Армении испытывают затруднения. Было заявлено, что ими допущены серьезные нарушения и это отразилось на их деятельности и планах. Расследование до сих пор не дало четких ответов. Как Вы расцениваете эту ситуацию и как она должна разрешиться?
— Проблемы, недопонимания и затруднения – совершенно нормальные явления, когда речь идет о межгосударственных и коммерческих отношениях. Однако они не должны влиять на качество наших стратегических связей.
Есть важное слово - ДОВЕРИЕ. Высокий уровень доверия между нашими странами должен лечь в основу разрешения любых спорных ситуаций.
Как человек, стоявший недалеко от формирования основных стратегических направлений армяно-российских отношений, в том числе, в логистической, энергетической и других сферах, я приложу свои знания, возможности и опыт, чтобы помочь в рамках компетенций и возможностей института президента.
— Военное сотрудничество Армении и России в рамках ОДКБ становится более чем актуальным, учитывая обстановку на Ближнем Востоке. Что Вас настораживает, когда анализируете ситуацию в Сирии и вокруг нее?
— Военное и военно-техническое сотрудничество Армении и России в двустороннем и многосторонних форматах имеет для нас жизненно важное значение. Думаю, что мы одинаково заинтересованы в укреплении и расширении отношений в рамках ОДКБ, чтобы своевременно и эффективно отвечать на все вызовы и угрозы. Сирия для нас- страна не чужая, принимая во внимание тот факт, что на территории этого государства нашли дом сотни тысяч армян, спасшихся от геноцида. В Алеппо и Кесабе армяне жили с момента основания этих городов, и мы не могли по определению остаться безучастными. Вы знаете, что Армения – единственная страна-член ОДКБ, которая напрямую, вместе с Россией, участвует в гуманитарных операциях, включая отправку военных медиков и саперов. Конечно, мы ценим ту важную миссию, которую Россия выполняет в борьбе с терроризмом.
Надо признать, что армяне и армянские общины являются уникальным элементом ближневосточной мозаики, символом сосуществования цивилизаций и солидарности между христианским и мусульманским мирами. Мы должны сохранить целостность этой мозаики.
— Вопрос урегулирования карабахской проблемы для армянской стороны давно стал основополагающим. Как Вы видите развитие ситуации?
— Проблемой урегулирования занимается правительство, поэтому я бы не хотел останавливаться на переговорной стороне вопроса, которая находится в компетенции премьер-министра и министерства иностранных дел.
Мы убеждены в том, что мирные переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, под председательством России, Франции и США, не имеют альтернативы.
Однако, несмотря на наши мирные намерения, мы готовы и будем отстаивать права и безопасность народа Арцаха в случае попытки военного реванша со стороны Азербайджана. Республика Армения является главным гарантом мирного урегулирования конфликта и защиты прав граждан Республики Арцах.
Угроза применения силы и военный сценарий решения проблемы абсолютно неприемлемы и должны строго пресекаться международным сообществом. Мы живем в непредсказуемое время перманентных "черных лебедей", и для меня совершенно очевидно, что военный сценарий приведет к непредсказуемым последствиям для всех. При этом, хочу особо отметить, что арцахский вопрос выходит далеко за пределы Армении и является крайне чувствительным для всего мирового армянства, имеющего хорошо слышимый голос и влияние на глобальном уровне.
Приоритетом для нас является вопрос справедливого регулирования карабахской проблемы на основе норм и принципов международного права, установление прочного мира, безопасность армянского народа и укрепление права на самоопределение, реализованное народом Арцаха.
— Что вы думаете относительно судебного разбирательства по делу 1 марта, где серьезные обвинения выдвинуты против бывших высокопоставленных лиц, с которыми Вам приходилось работать?
— Считаю крайне некорректным давать оценки, вмешиваясь в компетенции иных институтов власти, включая судебную.
Я продолжаю следить за данной ситуацией как с позиции гражданина, так и с позиции главы государства, и уверен, что справедливость восторжествует.
— У Вас есть заветная цель на посту президента Армении, при достижении которой будете считать, что проработали в этой должности не зря?
— Целостность армянской государственности и недопущение серьезных национальных расколов – вот главная миссия, которую ставит перед собой институт президента.
У меня множество заветных целей - начиная с признания Геноцида и устранения его последствий, до создания мощной экономически развитой Армении с достойным местом в регионе и в мире.
Я бы хотел увидеть Армению в качестве одной из наиболее технологически развитых стран, в числе лидеров по разработке и внедрению систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Этот путь, по моему мнению, позволит Армении найти свое новое место в мире и доказать, что маленькая страна может быть успешной. Именно на это нацелены президентские инициативы.
PS. После интервью президент поделился воспоминаниями о дружбе с Виктором Черномырдиным и несбывшихся проектах