Рукописи Арама Хачатуряна в 2013 году были внесены в международный реестр всемирного документального наследия "Память мира" ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Гендиректор ЮНЕСКО тогда отметил, что имя Хачатуряна "отныне будет находиться в одном ряду с именами Бетховена, Брамса и Шопена".
Представляем подборку интересных фактов о гениальном композиторе - и не только прижизненных.
Биофак и издержки работы грузчика
Арам Хачатурян, как и следовало ожидать, музыку любил с детства. В школьной капелле он играл на фортепиано, горне и тубе. Однако родители мальчика, которому суждено было стать одним из величайших композиторов XX века, не одобряли его увлечение. Более того, в семье и речи не шло о том, чтобы кто-то из сыновей (а их было четверо) стал профессиональным музыкантом.
В итоге серьезно заняться музыкой Хачатурян смог лишь в 19 лет. А до этого даже нот не знал. Сегодня, слушая вальс из балета "Маскарад" или "Танец с саблями", невозможно предположить, что тогда еще, будучи юношей, гениальный композитор поступил в МГУ на биологический факультет! Казалось бы, такое невозможно, но ослушаться родителей он не смел. Благо, одним МГУ Арам Ильич не ограничился и поступил также в знаменитую "Гнесинку".
Шедевр из-под палки Хачатуряна, или Что так зацепило Разыкова в армянском композиторе>>
Но в Москве надо было еще суметь прокормиться, поэтому будущему композитору пришлось даже некоторое время поработать грузчиком. Однажды, увидев изрезанные пальцы своего ученика, преподавательница сольфеджио буквально заставила Хачатуряна сменить сферу деятельности и заняться репетиторством. А еще в годы учебы он пел в хоре при армянской церкви, получая за это неплохой по тем временам гонорар – десять рублей.
Ночные слушатели
Арам Хачатурян любил работать по ночам. Как рассказывал в одном интервью сын маэстро – Карен Хачатурян, эта привычка родилась еще тогда, когда композитор был полон сил, вел активную жизнь: "Ночью за роялем он что-то намечал, как будто пробовал. Партитура произведения была готова уже в голове, и он только записывал ее, причем сразу для всего оркестра".
По словам сына маэстро, Арам Ильич говорил, что хоть в голове сочинение сложилось, важно, чтобы это не улетело, и он успел записать. А черновиков у него практически не было.
Но он нередко и репетировал в поздние часы. Однажды жаркой летней ночью в Ереване композитор, завершив играть, неожиданно услышал овации: оказалось, на улице собралась целая толпа. В ту ночь Арам Ильич как раз завершил работу над государственным гимном Армянской ССР и исполнил окончательную его версию.
Встреча с Папой Римским
Арам Хачатурян стал первым гражданином СССР, получившим аудиенцию у Папы Римского. В 1960 году композитор удостоился звания почетного профессора Музыкальной академии Санта-Чечилия. Так вот, в честь него был организован прием, на котором один из профессоров Академии предложил ему встретиться с Папой Римским Иоанном XXIII. Через несколько дней великий композитор вместе с супругой были уже в Ватикане.
"Танец с саблями" в Гюмри: как режиссер Юсуп Разыков снял фильм об армянском гении>>
В те годы СССР не имел дипломатических отношений с Ватиканом, и Арам Хачатурян стал первым советским гражданином, встретившимся лично с Папой Римским. Сам Иоанн XXIII выразил свое восхищение творчеством Хачатуряна, а затем отметил, что армянский народ хоть и малочисленен, однако подарил миру множество гениев. В конце встречи Папа вручил гению памятную медаль со своим изображением.
Прерванный спектакль
Во время итальянского турне Арама Хачатуряна пригласили на спектакль в оперном театре "Ла Фениче". Маэстро прибыл с небольшим опозданием: представление уже началось, когда он вошел в зал. Но когда дирижеру сообщили, что в зале находится Хачатурян, он прервал спектакль и объявил о визите великого композитора. В этот момент оркестр сыграл в его честь приветственный марш, а зал аплодировал советскому композитору стоя.
Отметим также, что именно во время своего визита в Италию композитор решил написать балет "Спартак". По собственному признанию, в своем намерении он утвердился, стоя у стен Колизея.
"Танец с саблями" во время "бархатной революции"
Пару лет назад в прокат вышла драма Юсупа Разыкова "Танец с саблями", повествующая о 14 днях из жизни Арама Хачатуряна. Интересно, что съемки в Театре оперы и балета имени Спендиарова в Ереване совпали с "бархатной революцией".
"Мы попали в пламя революции, не высыпались, потому что на улице все бушевали. Подвозить костюмы и реквизит к театру было практически невозможно, потому что на улицах была масса народу, и улицы попросту перекрывали. Вокруг клокочет Ереван, там революция, а тут мы снимаем кино. Мы были замкнуты в театре и окружены. Потом неожиданно революция победила. И произошло это ровно в тот день, когда закончились съемки", - рассказывал в одном интервью режиссер картины.
"Он был армянином на 1000%": Павел Коган об Араме Хачатуряне и любви к Армении>>
По признанию Разыкова, из-за постоянного шума, который было невозможно приглушить, команде пришлось переозвучить все сцены, снятые в театре имени Спендиарова, потому что отснятый материал оказался бракованным: крики, сирены и прочие посторонние звуки отложились на рабочей фонограмме.