Некогда процветавшей армянской общины в Бангладеш уже нет. Зато память о ней осталась яркая. В самом сердце Дакки во всем своем великолепии возвышается одна из самых необычных армянских церквей – церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения). Располагается она в районе Арманитола, что в переводе с бенгальского означает "армянский город", а ведет к храму Армянская улица.
Как сообщила в беседе с корреспондентом Sputnik Армения исследователь истории армянских семей Юго-Восточной Азии и научный координатор проекта "Наследие армянской церкви Бангладеш" Лиз Чатер, армянский храм Дакки может быть включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По ее словам, хранитель церкви Святого Воскресения Армен Арсланян уже подал заявку на рассмотрение.
"К сожалению, в связи с пандемией процесс рассмотрения заявки идет очень медленно. Но продвижение все-таки есть, и мы надеемся, что в один прекрасный день армянская церковь Дакки будет среди объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО", - сказала она.
Уникальное в своем роде культовое сооружение выполнено в форме корабля, и не случайно. Корабль, по сути, служил символом общины, ее благополучия. Дело в том, что армян в Юго-восточную Азию и, в частности, в Бангладеш привела международная коммерция. Впервые появившись здесь в начале XVIII века, армяне вскоре заняли монопольные позиции в торговле джутом и солью.
Что же касается непосредственно церкви Сурб Арутюн, то построена она в 1781 году и считается старейшим христианским храмом Бангладеш. Во дворе сооружения расположено свыше 350 могильных плит из белого, а также черного мрамора, рассказывающих об истории жизни знатных армян. Некоторые из них весьма интересны своей резьбой. Нетрудно догадаться, что в Дакке – это достопримечательность must see. Туристы называют ее душой некогда процветавшей армянской общины.
Согласно источникам, деньги на возведение храма Святого Воскресения собирали всей общиной, но основной взнос все же внесли четыре богатейших купца – Микаэл Саркисян, Аствацатур Геворгян, Макар Погосян и Ходжа Петросян. Землю для церкви подарил зажиточный армянин Ага Чаик Минас. Специально для освящения храма из Армении приехал епископ Епрем, позднее ставший Католикосом всех Армян Епремом I Дзорагехци.
Утерянное золото и бенгалец по прозвищу "сумашедший"
Уже в XX веке, после того как британцы покинули Индию, численность армянской общины пошла на спад. А в 1970 году в Восточной Бенгалии начались беспорядки (бенгалы требовали независимости от Пакистана). Тогда же в Дакке начали бесчинствовать исламистские группировки, которые добрались и до храма Сурб Арутюн.
Лиз Чатер рассказывает, что церковь частично ограбили. Именно поэтому было принято решение передать все оставшиеся в ней ценности советскому правительству для отправки в Первопрестольный Эчмиадзин.
"Турбулентность и неопределенность, вызванные войной за независимость, заставили полностью исчезнуть армянскую общину Дакки, члены которой разбрелись по миру", - говорит она.
Здесь стоит отметить, что последним армянином Бангладеш был настоятель и смотритель храма Святого Воскресения Майкл Джозеф Мартин (Микаэл Овсеп Мартиросян), который скончался в апреле нынешнего года в возрасте 89 лет. А в мае англоязычная пакинстанская газета Daily Time написала, что уход Майкла Мартина положил конец 300-летней истории армянской общины в Бангладеш.
Он обосновался в Дакке в 1942 году, но в 2014 перенес инфаркт, после чего дочери забрали его к себе в Канаду. Уезжая, Майкл Мартин передал опеку над храмом аргентинскому армянину Армену Арсляну.
Однако за церковью Святого Воскресения присматривает также бенгальская семья. Первым членом этой семьи, который начал служить армянской церкви в Дакке стал Хариподо Гохш, которому ныне 92 года.
Хариподо Гохш поступил на работу в 1938, когда ему было всего 10 лет, а оставил ее в 1985 году. После этого храму начал служить его зять – Шанкар.
В беседе со Sputnik Армения внук Хариподо – Санджой Гош рассказал, что армяне дали прозвище его дедушке – Jungli, что переводится как "сумасшедший".
"Члены общины очень доверяли моему деду. Он оплачивал все коммунальные услуги, выдавал зарплату работникам. Кроме того, у дедушки были ключи от церковного сейфа. Он говорил, что там хранилось золото храма, которое было вывезено много лет назад", - делится с нами Санджой.
Хариподо Гохш – единственный бенгалец, знающий армянский язык. По словам внука, когда-то он не только бегло разговаривал на армянском, но и умел читать. Но теперь зрение ослабло, а многие слова на армянском уже позабылись.
Усилиями этой бенгальской семьи и, разумеется, Армена Арсланяна в 2016 году в армянской церкви Дакки был проведен капитальный ремонт. Вокруг всего храмового комплекса и внутри него была установлена светодиодная система освещения. В прошлом году церковь вновь была полностью покрашена. По словам Санджоя, беспощадная жара и дождливая погода делают эту процедуру необходимой.
"Мы также установили звуковую систему, которая играет армянскую литургическую музыку. Затем под руководством Лиз Чатер была запущена амбициозная исследовательская программа для восстановления полной истории некогда процветавшей армянской общины Бангладеш. Были также напечатаны брошюры для посетителей, представляющие краткую историю церкви в Дакке, а также Армянской апостольской церкви и истории Армении", - говорит наш собеседник.
Также отреставрированы две картины, авторство которых приписывают английскому художнику Чарльзу Поту.
Во время нашей беседы Санджой особо отмечает, что все служители церкви Сурб Арутюн преданны своему делу и выполняют свою работу с большой любовью и заботой.
Армянский храм активно участвует и в социальной жизни города. Несколько раз в месяц здесь раздают еду 300-400 необеспеченным жителям города. Причем акция продолжилась и во время пандемии.
Вся команда армянской церкви Дакки уверена, что храм давно заслуживает того, чтобы стать одним из объектов культурного наследия ЮНЕСКО.