ЕРЕВАН, 12 авг – Sputnik, Лаура Саркисян. Армения не нуждается и практически не пользуется разрешениями, выдаваемыми ей в рамках ТRАСЕCА (международный транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), и на это есть целый ряд причин. Более того, в Ереване не вполне понимают, к чему разработка нового соглашения, если предусмотренные им изменения можно применить в рамках действующего договора. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал заместитель министра территориального управления и инфраструктур Армении Армен Симонян.
Ранее Генсек постоянного секретариата межправительственной комиссии (МПК) TRACECA Асет Асавбаев анонсировал разработку нового соглашения о едином транзитном решении TRACECA.
Симонян отметил, что с соответствующим вопросом Армения уже обратилась в секретариат в Баку. Новый документ отправлен всем профильным ведомствам в Армении, и после их анализа Ереван направит в секретариат свое заключение.
В чем суть соглашения?
Многосторонняя программа сотрудничества TRACECA создана по инициативе ЕС. Именно Европейский союз в 1993 году предложил задействовать международный транспортный коридор объединяющий Европу, Кавказ и Азию. Цель - экономическое сотрудничество, торговля и транспортные связи между странами, через которые проходит коридор. Армения в то время стала членом технической помощи TRACECA.
Уже в 1998 году 12 стран региона подписали Основополагающее многостороннее соглашение (BMLA) "О развитии международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия", чем закрепили правовой статус. Спустя два года была создана межправительственная комиссия (МПК), далее исполнительный орган Комиссии - Постоянный секретариат со штаб-квартирой в Баку.
Скандал в TRACECA: армянский и азербайджанский делегаты не сошлись во мнениях
По сей день коридор функционирует в рамках этого соглашения. Оно предусматривает ежегодную выдачу странам-членам TRACECA пакета разрешений. Этими разрешениями члены структуры могут осуществлять беспрепятственно грузоперевозки в пределах TRACECA.
"Новое соглашение предусматривает внедрение цифровых технологий. Проект был разработан секретариатом, который находится в Баку. Уже было проведено предварительное обсуждение в режиме онлайн, во время которого армянская сторона подняла ряд вопросов", - сказал Симонян.
В частности, Ереван поинтересовался, почему те технологии, которые планируются внедрить, не применяются в рамках действующего соглашения, а разрабатывается новое.
На данный момент новое соглашение отправлено в МИД и Минфин Армении и остальным заинтересованным сторонам. Во-первых, Ереван должен понять, какие финансовые обязательства будут возложены на армянскую сторону в случае задействования нового соглашения. Во-вторых, насколько соглашение приемлемо с международной точки зрения. После комплексной работы по изучению всех аспектов, выводы армянская сторона отправит в секретариат.
Симонян отметил, что все решения в TRAСECA принимаются консенсусом. Для того, чтобы что-то вступило в силу необходимо согласие всех стран-участниц.
"В случае если нам что-то не понравится или с чем-то не согласимся, мы просто проголосуем "против" и документ или соглашение, или решение не будут приняты", - сказал он.
А оно нам надо?
Симонян отметил, что за все эти годы Армения ни разу не воспользовалась разрешениями, получаемыми в рамках TRAСECA, так как по большому счету в этом не было нужды. Дело в том, что грузопоток из Армении и в республику проходит по территории стран, с которыми у Еревана заключены межгосударственные соглашения и этот вопрос решается в рамках этих договоров.
Армянский замминистра в Баку раскритиковал проект TRACECA
Например, та же Грузия – член TRAСECA, однако Еревану для передвижения товаров по территории соседней страны не нужно разрешения этой организации. То же самое касается поставок грузов в Россию и Казахстан, на это есть ЕАЭС. Аналогичная ситуация складывается в Европейском направлении: здесь выход обеспечен через третьи страны. Более того, Армения с 2003 года - полноправный член Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ).
"Если бы TRAСECA не было и не будет, для Армении ровным счетом ничего не меняется в плане грузоперевозок. Смысл коридора давно потерян не только для нас, но и остальных", - сказал Симонян.
Он отметил, что Евросоюз давно уже не финансирует TRAСECA, и организация существует за счет взносов стран-членов. По словам замминистра, если во время членства ЕС осуществлялись разные проекты, в которых армянские специалисты принимали активное участие, то после выхода Евросоюза организация по факту ничего не дает Армении.
Если есть, значит можно воспользоваться
Симонян отметил, что несмотря на все это Армения сейчас рассматривает и изучает, насколько TRAСECA может помочь нашей стране в запуске коридоров из Китая и Казахстана по Каспийскому морю, через иранские порты, в Армению.
"Нужно понять, насколько система TRAСECA позволит коридорам стать привлекательнее и запустить грузопоток по ним или как новая система сможет облегчить осуществление грузоперевозок из Ирана и обратно в плане таможенных оформлений и т.д.", - сказал Симонян.
Он отметил, что секретариат должен приложить усилия, показать и доказать, что этот коридор привлекателен и именно по нему должны пройти грузы.
Напомним, проект TRACECA принят в мае 1993 года на конференции в Брюсселе при участии восьми государств (пять стран Центральной Азии, Казахстан и три республики Южного Кавказа).