"Ты кушаешь бастурма?". "Нет". "Потому что у вас не умеют резать бастурма". Таким диалогом в духе фильма "Мимино" можно объяснить, почему армянскую бастурму в России знают - и даже любят, но в супермаркетах ее почти не встретить. Армянские бастурма и суджук (армяне его называют суджух) бывают в этнических магазинах и в нескольких региональных сетях. В федеральных – пусто.
Русские заново откроют Армению: в Краснодаре появятся булгур и похиндз>>
Российский рынок сырокопченых и сыровяленых мясопродуктов – единственный, где армянская мясная промышленность может рассчитывать на экспорт, отмечает в беседе со Sputnik Армения основатель экспертного Facebook-сообщества Export Armenia Эмиль Степанян.
С колбасами и полуфабрикатами рассчитывать практически не на что: во-первых, у них слишком маленький срок хранения, во-вторых, в других странах есть свое, иногда вполне качественное производство.
В Евросоюз, Китай или соседний Иран попасть сложно: все защищают свои рынки и своих производителей. На экспорт эти армянские продукты идут в небольших количествах в Грузию и, в основном, – в Россию. Но даже сюда в месяц вывозится максимум по 3-4 тонны, хотя покупать их готовы в сотни раз больше. Ни вирусный кризис, ни сократившиеся доходы покупателей в этом деле не помеха.
"Образно говоря, раньше на этом рынке был, по нашим меркам, целый океан для сбыта, теперь океан стал морем, но для нас и моря более чем достаточно", — поясняет Степанян.
В определенной степени рынок расширился потому, что итальянской ветчины и испанского хамона в России нет из-за санкций. Но даже и в этом случае место для армянских продуктов всегда есть.
И все же - какими бы российские мясоеды ни были состоятельными и "зубастыми", но все равно целый кусок бастурмы нормальный человек жевать не станет: сначала ее надо нарезать.
Казалось бы – "ара, нашел что объяснять, дорогой!". И тем не менее, долгое время армянскую бастурму и суджух в России продавали кусками и на вес, нарезки появились совсем недавно. Только после этого армянские производители попали в российские сети. Все логично: вместе с надлежащим качеством, начали предлагать и удобную упаковку, подчеркивает Степанян (коммерческий директор одного из крупнейших мясокомбинатов Армении).
"В России, Грузии, Средней Азии – везде, где есть армяне, они делают и продают бастурму кусками и на вес. А русские не могут резать бастурму, им это непривычно. Даже армяне не все могут, поэтому многие прямо в магазине просят порезать на слайсере. А в России покупатель хочет, чтобы все было готово и нарезано", — пояснил Степанян.
Вдобавок, нельзя забывать и о вкусах россиян: они едят меньше соленого, чем армяне (это касается и сыра, и мясного). Поэтому для российского рынка, в бастурму добавляется меньше соли, отметил он.
Результат налицо: теперь продукция компании представлена не только в Москве и области, но и далеко за Уралом – в Иркутске, Хабаровске и даже на Сахалине.
"Так намного цивильнее": как армянские экспортеры решают "азербайджанский вопрос" в России>>
"Там, кстати, и продавать легче, чем в Москве, по крайней мере сейчас. Все сосредоточены в Москве и Европейской России. А в Сибири и на Дальнем Востоке хорошие зарплаты, но не всегда много хорошего товара", — добавил Степанян.
Осталось расширить производство – это потребует 4-5 лет, потому что лучше расти медленно, но мало-помалу продвигаться вперед, чтобы в погоне за количеством не потерять качество, подчеркивает он.
Еще один вопрос, который осталось решить - разрешения от Россельхознадзора. В 2016 году в Армении был выявлен ящур, после чего Россия закрыла поставки мясомолочной продукции, не прошедшей термическую обработку. Поэтому на сыровяленые продукты, то есть бастурму и суджух, распространяются ограничения. По пути к месту назначения, обычно в Краснодаре, нужно сдать товар на проверку, получить санитарные разрешения, и только после этого везти дальше. То есть худо-бедно вопрос решается, но с лишней волокитой. Приходится терять во времени и нанимать в Краснодаре склады, где продукцию нужно держать до получения разрешения, пояснил Степанян.
Поэтому его компания обратилась в инспекционный орган по безопасности пищевых продуктов Армении, с просьбой пригласить инспекторов Россельхознадзора и проверить Армению заново.
"Вдобавок, с 1 июля мы перешли на обязательный забой скота на бойнях. Мы должны использовать и этот аргумент, чтобы показать, что санитарных рисков в нашей стране нет", - добавил Степанян.
Еда нужнее, чем нефть: новый прогноз Всемирного Банка и урок для Армении>>
Обсуждения с государственными ведомствами по этому вопросу компания продолжит в недалеком будущем.