Правительство Армении решило выставить на обозрение служебный автомобиль Карена Демирчяна ГАЗ-13, известный больше как "Чайка". Правда, до этого его придется привести в соответствие, а это - даже для прославленных армянских умельцев - дело непростое.
Таких "Чаек" в свое время Ереване было несколько, возили они первых лиц и по праву назывались правительственными. От своих собратьев они отличались, прежде всего, номерными знаками, а из других различий можно выделить ухоженность, преимущественно черный окрас, многообразие дополнительных осветительных, а в ряде случаев и звуковых устройств. Именно это, включая специфическое отношение ГАИ к автомобилям со специальными номерами, позволяло выделить их в отдельную группу транспортных средств бывшей Армянской ССР.
…Заглянем в гараж – неотъемлемую часть архитектурного ансамбля бывшего ЦК, теперь Национального Собрания Армении. В погожие дни у его ворот томились ожидавшие вызова водители - люди разного возраста, интеллекта, пристрастий, а, случалось, и убеждений, но одинаковые в одном – высоком профессионализме. Первым среди равных, конечно же, признавался водитель демирчяновской "Чайки". Его звали Размик. Молодой симпатичный парень любил щеголять в малодоступном тогда камуфляже.
Вторая "Чайка" в гараже – гостевая, ключи от нее доверялись самым опытным и проверенным во всех отношениях (включая взаимоотношения со спиртным) водителям. Работа на гостевых машинах имела много плюсов, которые разбивались одним существенным недостатком – отсутствием постоянного начальника, который, если оказывался человеком совестливым, мог подсобить в решении разного рода житейских проблем.
Водителям гостевой "Чайки" просить о чем-либо гостей или вступать с ними в беседы означало подвести себя под приговор, который приводился в исполнение немедленно.
Среди водителей гостевого цеха были Сергей (отец бывшего начальника полиции Армении Вовы Гаспаряна) и Мартын.
Машины для гостей подавались в зависимости от статуса гостя или их количества. Могли подать автобус ПАЗ, "Волгу", но по-настоящему серьезные случаи предполагали "Чайку", да еще и с гаишным эскортом.
Таким образом, Мартына можно было попеременно видеть то за рулем металлического выкидыша Павлодарского автомобильного завода, то в уже воспетой нами "Чайке", которую он всерьез признавал лучшим в мире автомобилем, даже когда она начинала чихать и вздрагивать от перегрева на первом же подъеме, а затем позорно замирала посреди дороги.
Что, собственно, и случилось одним жарким ереванским летом на первых же километрах поездки на Севан с большим венгерским начальником Ласло Мароти и его супругой.
Не сумев осилить подъем, "Чайка" встала у популярного в те годы чайного домика, и это можно было признать удачей, но высокий гость был не промах. Между тем, окончив в Москве все мыслимые партийные вузы, товарищ Мароти не только свободно говорил по-русски, но и знал истинную цену техническому прогрессу в СССР, вследствие чего попытка представить техническую остановку как запланированное чаепитие выглядела достаточно глупо.
Положение спас хозяин чайной, мой добрый приятель, он показал товарищу Мароти и его восхищенной супруге, как простые армянские люди привечают венгров, когда они состоят в членах Политбюро братской по отношению к КПСС партии.
… Сослужившие свою службу "Чайки" сегодня в Армении, и не только - большая редкость в коллекциях собирателей автомобильных раритетов. Но та, на которой ездил Демирчян, особенная – уже тем, что будет стоять в Спортивно-концертном комплексе имени того же Демирчяна.