Представитель Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян недавно заявил: "После победы лично представлю вам пятерых женщин-военнослужащих противотанковых подразделений. И вообще женщины-героини – тема для гордости".
Нунэ Абрамян, ушла на фронт в январе 1994 года, погибла смертью храбрых, ей было всего двадцать восемь. Многократная чемпионка Армении по стрельбе из лука, она решила, что профессиональные навыки понадобятся в карабахской войне.
В руках армянских женщин даже не стрелковое оружие, а одно из лучших противотанковых средств. "И муха не ускользает от их ударов", - отмечают в министерстве обороны.
…На первой карабахской войне сражалось более двухсот армянок – кто на первой линии, кто, как Сосе Аракелян, на второй. И если кому-нибудь неизвестно, что такого сделала семидесятишестилетняя матушка Сосе (к этому имени мы еще вернемся), то она переоборудовала свой дом в казарму на тридцать-сорок бойцов, штопала им одежду, кормила раненых, лечила приболевших.
Дом для армян не просто дом, а очаг и тепло в нем поддерживают главным образом женщины. У матушки Лены из Геташена дом был не только теплый, но и крепкий – в нем целый год жили бойцы, сражавшиеся в отряде Татула, а когда пришлось отступить, женщина подожгла свой дом – чтоб нога врага не переступила этот порог.
Что могут делать женщины на войне? Все, что делают мужчины, но кое-что у женщин получается лучше. В санбатах, на пунктах связи, в снайперских засадах. Сложилось так не с пустого места.
В годы Великой Отечественной на военную службу было призвано 490 235 женщин (сколько из них армянок, сказать трудно – по национальностям счет не велся). Служили они прежде всего в частях ПВО, связи, военно-санитарных подразделениях и даже в авиации.
Люди старшего поколения помнят, а кто помоложе, знает по кино про легендарных "ночных ведьм". Этот авиационный полк целиком состоял из женщин. Но почему "ведьмы"? Потому что за штурвалом легких ночных бомбардировщиков (всего-то - учебный самолет "У-2"), наводивших на фашистов ужас, сидели женщины-асы. На предельно низкой высоте они с неслышным шелестом подкрадывались к вражескому аэродрому и разносили его вдрызг. Вспомним имя командира полка – Герой Советского Союза Марина Раскова.
Женщина-легенда из времени, когда самолетов не было, но враги были (а когда их нет?).
Сосе Майрик - жена Ахбюра Сероба, сасунского фидаина-героя (фидаи, фидаины в переводе с арабского и персидского "жертвующий", "человек, жертвующий собой во имя веры, идеи", так называли также воинов национально-освободительной борьбы армян против турецкого ига. - ред.). Воевала против турок, само собой разумеется, вместе с мужем. В бою у села Гялигузан подняла его на гору, где восемь часов не на жизнь, а на смерть сражалась с врагом.
Когда муж и старший сын погибли, а Сосе получила ранение, бой продолжила она одна. Умерла своей смертью в 1952 году в Александрии (Египет), в 1990-е годы ее прах был перезахоронен в ереванском пантеоне "Ераблур".
Правило, которому подчиняются все мафиозные кланы: "Первейшая обязанность человека – оставаться живым. А уж потом следует то, что люди именуют честью".
Правило, по которому жила Сосе Майрик и тысячи ее подруг, требует поступать ровно наоборот – вначале Родина и честь, все остальное - потом.
"Я тебя обожаю, но": жена Пашиняна о том, едет ли сын Ашот в Карабах>>
Армянские женщины-воины признают те же принципы, что и мужчины-фидаины, в боевых наставлениях которых значится: не жалеть жизни ради Родины и народа, быть правдивыми, нравственно чистыми, сохранять доверенную тайну, довольствоваться скромной пищей, не употреблять алкогольных напитков, быть отважными и находчивыми в бою, сражаться, если даже враг обладает численным превосходством, и т.д.
Из хроники событий первой Карабахской войны. Медсестра Лолита Варданова погибла в окопе, когда делала перевязку раненому ополченцу. Ей было всего 24 года.
Взгляд со стороны. Гульяна Омарова, больше десяти лет помогает вести хозяйство армянской семье в Москве, считает себя москвичкой. Вдохновлена вестью о создании в Армении женского батальона, готовящегося отбыть на фронт и воевать вместе мужчинами, хотела бы оказаться с ними в одном строю.
- Почему?
- Слышала, что жена премьер-министра Пашиняна уже в Нагорном Карабахе, отслужив в Карабахе свое и едва вернувшись домой, поспешил туда же и ее сын. Не каждые могут поступать так.
Напомним, супруга премьер-министра Армении Анна Акопян считает, что нет ничего благороднее, чем умереть за Родину. Об этом она заявила в беседе с женщинами-депутатами Нагорного Карабаха, куда отправилась 27 сентября, в первый день начала боевых действий. Для армянского народа наступил исторический и переломный момент, и надеяться он может только на себя, подчеркнула она. Анна Акопян призвала всех матерей и жен, дочерей и сестер быть сильными и ничего не бояться.
Перед ее поездкой в Карабах Никол Пашинян сообщил ей, что их единственный сын Ашот едет в Карабах, он в мобилизационном резерве. Ашот уже собрался и подготовил форму, а она останавливать его не стала, наоборот. "Я ему сказала: "Да, сынок надень форму и иди. Я тебя обожаю, но нет ничего благороднее, чем умереть за родину". Я не знала какая ситуация будет тут, и будет ли у нас связь. Сейчас выясняется, что пока необходимости в его присутствии на поле боя нет, но мои слова были на всю жизнь", — подчеркнула Акопян.
8 октября сын премьер-министра Армении Никола Пашиняна - Ашот, вместе с другими добровольцами отправился на передовую.