За 30 лет до известных событий вокруг Согомона Тейлеряна, оправданного берлинским судом за убийство одного из организаторов Геноцида армян - Талаата паши, в Российской империи состоялось аналогичное судебное разбирательство.
29 апреля 1899 года Симферопольский окружной суд оправдал 27-летнего Киркора Гульгульяна, который в Симферополе убил турка, своего земляка из османского города Байбурта Хассана Милия-оглу.
Неслыханный оправдательный вердикт во многом стал заслугой защитника Гульгульяна — одного из самых известных адвокатов дореволюционной России Николая Карабчевского, чья пламенная речь не оставила равнодушным никого.
В 1895 году турки устроили в Байбурте погром, во время которого главарь банды Милия-Оглу собственноручно зарезал отца и двух братьев Гульгульяна. Адвокат Карабчевский не ограничился в суде рассказами о событиях 1895 года, представив полную картину того, что происходило с армянами в Османской империи в конце XIX века. Свою речь адвокат начал с детального описания событий в Байбурте. Под недоуменные взгляды присяжных и судьи он рассказал:
Так признали ли США Геноцид армян? Маноян разложил по полочкам решение конгрессменов>>
"Всего три с половиной года назад, не в кровавой глубине прошедших веков, среди мирных жителей городских кварталов, населенных армянами, невозбранно и безнаказанно носятся шайки вооруженных турков. Они грабят и превращают живых людей в трупы. Никто не в состоянии дать себе надлежащего отчета в том, что происходит. В городе есть полицейские, но они сначала бездействуют, а затем смешиваются с разбойничьими шайками и "усмиряют" ударами тех армян, которые пытаются спастись. Целый день идет резня. Скрывшихся в домах армян безжалостно извлекают из их похоронок, выволакивают за ноги на улицы и тут же убивают на глазах обезумевших от ужаса женщин и детей. Во главе одной из таких неистовствующих банд носится по городу Хассан Милий-оглу. Этот Хассан "порезал" много мирных армян, в том числе Манука Гульгульяна, старика, отца подсудимого, и двух его братьев, Саркиса и Хагадура. Сам Киркор Гульгульян спасается каким-то чудом: он забивается под сундук".
Расправившись с основной массой "неугодных", османские власти посадили уцелевших в байбуртской резне армян, в основном женщин и детей, в тюрьму – за "беспорядки". Из большого семейства Гульгульянов выживают лишь Киркор, его мать, супруга и четыре дочери. Выйдя из тюрьмы, они бегут в Российскую империю, в Крым.
Шокировав суд описанием резни, Карабчевский затем проводит небольшой исторический экскурс, рассказав, как турки-мусульмане вторглись на территорию, где на протяжении шести веков жили армяне-христиане. Став турецкими подданными, христиане в общий строй государственной жизни, управления и суда так и не вписались: ни духовная жизнь, ни имущество христианина законом не защищались.
Здесь судья прерывает адвоката:
– Прошу вас не касаться событий, не бывших предметом судебного следствия.
– Я буду касаться лишь исторических событий, известных гимназисту седьмого класса. Получив университетское образование, я вправе считать эти исторические факты общеизвестными и не нуждающимися в судебной поверке.
– В числе присяжных есть лица, не получившие высшего образования.
– Тем более я считаю себя обязанным поделиться с ними этими сведениями.
– ... Продолжайте.
И Карабчевский продолжает: описывая быт армян в Османской империи, старается доказать, что они не были склонны к насилию, что в итоге вышло им боком. Турецкие греки, к примеру, также проповедующие христианство, восстали против Османской империи в 1820 году, а армяне продолжали терпеть унижения.
Купить будущее или плач от колыбельной։ как Андраник спасал армянских сирот>>
В 1894 году в разных османских городах начинаются массовые погромы и убийства армян. "Чистка" начинается в Сасуне, ее объясняют мятежом якобы со стороны самих армян. По сведениям, собранным представителями других стран, до начала 1896 года в Малой Азии убито 37 тысяч христиан. Резня 1897 года в Байбурте стала логическим продолжением всей этой кровавой вакханалии.
В 1899 Киркор, разоренный скиталец, встречает в Симферополе Хассана, прибывшего в Крым по делам. Хассан преуспевал. Нажившись на убийствах в Байбурте, выглядел вполне счастливым и довольным.
"Киркор, увидев его, замер на месте. Перед ним был человек, который резал его отца и братьев в ту минуту, когда, изнывая от страха, он сам лежал под сундуком, не смея перевести дыхание. Киркор бросился на Хассана, когда тот шел в числе других пяти человек. Без колебаний он отличил его от всех других, почти одинаковых с ним по росту и фигуре. Хассан упал замертво на месте. По заключению врача-эксперта, длинный кинжал проник прямо в его сердце. Как рассчитал и угадал Гульгульян свой удар в темноте, остается тайной его или провидения. Словно лезвие кинжала было намагничено и его притянуло к железному, не знавшему никогда сострадания сердцу Хассана", - рассказывает адвокат и делает умышленную паузу.
Он обращается к суду, ссылаясь на уголовный кодекс Российской империи, подчеркивая, что русские законы рассчитаны на человеческие отношения, регулируемые законами.
"Вы теперь знаете, из какой пучины беззакония вынырнул Гульгульян. Убийца его отца и братьев не подлежал никакому законному возмездию. Стало быть, несчастному оставалось бы только "забыть" о том, что его старик-отец и два брата на его же глазах безжалостно зарезаны Хассаном. Но разве это забыть возможно? Разве подобные вещи забываются? Он не искал встречи с Хассаном. Их свела судьба, их свел тот рок, вера в который так сильна на Востоке. От человека мы вправе требовать лишь человеческого. Забыть, простить Хассану мог бы разве "сверхчеловек". Не ищите его в несчастном, жалком Гульгульяне. Ваш суд также только суд человеческий. Что сверх человека, то уже Божье, и нам остается только посторониться… Посторонимся!"
Армянский след в Эфиопии: как спасшиеся от Геноцида сироты создали императорский оркестр>>
Посовещавшись две минуты, присяжные заседатели вынесли подсудимому оправдательный приговор. Адвокат выиграл заведомо проигрышное дело, не дав молодому человеку попасть в тюрьму.
О дальнейшей судьбе Киркора Гульгульяна ничего не известно. Однако фамилия Гульгульян достаточно распространена в нынешней Армении и диаспоре.