Марианна Пайтян, Sputnik Армения
В 6:00, задолго до рассвета, Центральный автовокзал в Ереване уже переполнен людьми, суматошно раскладывающими вещи и переговаривающимися на карабахском диалекте. Вот уже около недели карабахцы, временно нашедшие приют в Армении, отправляются отсюда в Степанакерт.
Возвращение домой…
На журналистов времени ни у кого нет: всем кажется, если на минуту отвлечься, автобус уедет без них. Практически у всех в глазах читается тревога и нетерпение.
Многие из них не знают даже, в каком состоянии найдут свой дом. Среди многоликой суетливой толпы своим стоическим спокойствием выделяется пожилая женщина с тростью и синими пакетами в руках. Подхожу к ней, пытаюсь помочь с багажом и как бы невзначай завожу разговор.
В свои 84 года бабушка Джульетта видела уже три войны. Жизненный опыт и возраст научили ее не паниковать, не торопиться и даже о войне рассказывать с неким умиротворением. Она из села Айгестан Аскеранского района. Говорит, в начале войны ушла с земляками в лес: разбили палатку – так и жили.
Потом их отправили в Ереван.
Она вспоминает советские времена. С азербайджанцами, говорит, нормально соседствовали, но все хорошо было только на первый взгляд.
"Еще во времена мифов о братских республиках многие азербайджанцы не упускали случая навредить армянам", — рассказывает женщина.
Тут к нам подходит односельчанка бабушки Джульетты вместе с дочерью.
— Давай вещи, в автобус загружу,- говорит женщина.
— Ты тоже с нами едешь? – вдруг обращается ко мне она.
— Нет, я журналистка, мне только пару вопросов задать.
— Ладно, матах иним кез (дорогая, дословно – "пожертвую собой ради тебя" - ред.).
О том, что происходило во время войны в их деревне много слышали от соседей, возвращаются с болью в сердце. То, что противник совсем рядом, пугает, но дом ведь там, вариант "не ехать" не обсуждается. С оптимизмом говорят, что заново отстроят дома. Пусть и разрушений много, главное, чтобы не было войны.
Прощаясь, женщины с удовольствием фотографируются. Пожелание у всех одно — чтобы не было войны.
Дом у врага…
Автобусы уже переполнены, собираются в путь. Юрий и Зара стоят в сторонке, машут рукой друзьям и родным. Им ехать некуда.
Они с Зарой родом из села Аветараноц Аскеранского района, которое перешло под контроль азербайджанцев. В первые же часы войны Юрий вместе с односельчанами отправился на фронт. Не сильно волновался за своих, ведь село далеко от линии соприкосновения, им ничего не угрожало.
Но война все никак не заканчивалась, взрывы не прекращались, поэтому 4 октября Зара вместе со свекровью и двумя детьми 6 и 4-х лет поспешно покинула село. Думала, что уезжает на время.
"Я захватила только одежду для детей и уехала, думала, что вернусь. Но все осталось там. Больше всего мне жалко детские вещи. Хранила с самого их рождения", — рассказывает Зара.
Взгляд ее полон скорби: уже месяц, как ее брат числится без вести пропавшим.
На войне даты легко забываются. Было 18 или 19 октября, когда Юрий и его односельчане узнали, что враг подходит к селу. Поспешно вернулись в Аветараноц, чтобы защитить родной дом. Полсотни карабахцев против десятикратных сил противника, автоматы карабахцев – против вражеской артиллерии и беспилотников.
Боролись, погибали, село удержать не смогли. Именно в те дни Юрий увидел свой дом в последний раз. Даже паспорт забрать не смог. Некоторые из пожилых не смогли уехать, по сведениям Зары – троих убили в собственных домах.
Зара с волнением продолжает рассказывать: потеряли два дома. Нормально жили, муж работал охранником в школе, свекровь уборщицей, сама она пекла торты, всякие хлебобулочные изделия. Держали скот. Теперь все имущество потеряно.
Перейдя на полушепот, Зара рассказывает, что ее деверь несколько лет назад погиб в автокатастрофе, теперь даже его могила осталась на стороне турок. Уже видели ролики в Сети, как азербайджанцы оскверняют памятник жертвам Великой Отечественной, стреляют по нему из автомата. В селе также есть церковь Св. Гаяне. Что с ней стало, не знают.
Юрий вспоминает первую Карабахскую войну, говорит – часто сравнивал в эти дни. Тогда он был маленьким мальчиком, отец приходил домой на короткое время с автоматом в руках, потом снова возвращался на фронт. На этот раз он сам оказался на месте отца…
Пока поживут в Ереване, ведь вопрос жилья в Карабахе не решен. Юрий работу пока не нашел, он всего несколько дней, как присоединился к семье, но Зара уже работает. Вместе с другими женщинами из Карабаха в самом сердце Еревана, рядом с Каскадом, знакомят людей со вкусами и ароматами Арцаха. Сама она печет женгялов хац, другие делают соленья, пахлаву, тертерук (тонкий сладкий хлеб) и т.д.
"Мы точно вернемся, будем жить в соседнем селе. В другом месте, но на нашей земле. Люди напуганы, но это утрясется. Будет свет в конце тоннеля", - ни на минуту не переставая улыбаться, говорит Юрий.
P.S. По итогам встречи мэра Еревана Айка Марутяна и президента НКР Араика Арутюняна в Карабахе была достигнута договоренность об организации бесплатных автобусных рейсов из Еревана в Степанакерт для карабахцев, желающих вернуться на родину.
Уже четыре дня, как при содействии мэрии к работе подключились автобусы компании Busvoyage. По словам представителя компании, за последние дни было выполнено 72 рейса. Каждый автобус перевозит в среднем 50 пассажиров. Водители отмечают, что автобусы переполнены, даже между сидениями рассаживаются. Кроме данной компании, пассажирские перевозки осуществляют также другие автобусы, предоставленные администрацией Еревана.
Отметим, что, согласно данным российских миротворческих сил, более 7 тысяч карабахцев уже вернулись домой. Автобусы отправляются каждое утро с 7:00-9:00 с ереванского автовокзала "Киликия" до площади Возрождения в Степанакерте.