ЕРЕВАН, 16 дек - Sputnik, Карине Арутюнян. Детям и школьникам в Армении нужно рассказывать о карабахской войне и трехстороннем заявлении правду, но возникает важный вопрос: как представить ситуацию, чтобы не сформировалась психология жертвы. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения такое мнение выразил заведующий кафедрой военной психологии Ереванского государственного медицинского университета Хачатур Гаспарян.
После войны возник ряд вопросов: как рассказать детям о случившемся, как быть с тройным праздником 9 мая, как преподносить уроки об освобождении Шуши, как представить ситуацию в целом и нужно ли вообще вносить изменения в учебниках?
"Нужно рассказывать правду о произошедших событиях детям старше 12 лет. Чем больше деталей они будут знать о действительности, тем спокойней будут, и чем больше будем держать их в тумане и скрывать правду, тем сильнее будет нарастать тревога. А детям старше 12 лет уже можно давать какие-то объяснения политической, географической ситуации", - отметил Гаспарян.
"Если опустить руки, это конец", или Как армянам победить карабахский синдром
Что касается подростков старше 16-ти, то и здесь нужно обращаться с ними как со взрослыми и рассказывать, что произошло, как бы жестоко это ни было. В противном случае, по словам Гаспаряна, у них может сформироваться равнодушное отношение к нации, неприятие всего национального. Кроме того, может возникнуть желание устраивать свою жизнь за границей.
Специалист отмечает, что при преподавании истории важно сделать так, чтобы у нового поколения не пропала надежда на светлое будущее: пришло время не мечтать о будущем, а строить его. Гаспарян отмечает, что общее благосостояние играет важную роль в жизни каждого гражданина.
Что касается тройного праздника 9 мая (День Победы в Великой Отечественной войне, День освобождения Шуши и День формирования Армии обороны Карабаха. – ред.), нужно сказать, что 26 лет назад мы победили, но сейчас так получилось, что мы потеряли эти земли. Однако это не значит, что вопрос закрыт.
"Вообще не нужно относиться к Арцаху как к погибшему солдату, Арцах ранен, он лишился конечностей, но жив и дышит, мы должны сделать все, чтобы восстановить его. В истории человечества поражение – это не конец и не так, что мы идем к погибели. Мы должны приложить весь потенциал в дело создания светлого и конструктивного будущего, а не просто мечтать", - отметил Гаспарян.
Он полагает, что даже если невозможно внести изменения в учебники, чтобы представить сложившуюся ситуацию, то нужно рассказывать детям правду.
Доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян в свою очередь считает, что новейшая история должна стать предметом серьезного анализа именно в историографическом, политологическом контексте и с точки зрения военной науки. Сиюминутные мнения не всегда являются обоснованными.
"Может будут даны оценки также в правовом поле. Но сейчас нужно время, чтобы правда всплыла наружу. С 1920 года и по сей день ведутся споры о том, как получилось, что Карс пал", - отметил Айвазян.
Однако специалист полагает, что все же некоторые детали нужно обязательно внести в учебники. В частности, были сведения о скором нападении врага, и первые официальные лица признали этот факт. После получения таких сведений нужно было предпринять превентивные меры, в том числе военного характера, которые вызвали бы замешательство в рядах противника, однако этого не было сделано.
По словам военного историка, нужно также рассказать о проблемах в вопросе мобилизации, нехватки ресурсов Армянской армии, в том числе людских, упущениях при отправке на передовую неподготовленных отрядов добровольцев, причем без должной организации. Необходимо также отметить, что ракетный обстрел Степанакерта и других населенных пунктов Карабаха не получил равноценного ответа.
Айвазян отмечает, что в учебниках должно говориться обо всех этих проблемах, чтобы в следующий раз такого не повторилось. Кроме того, нужно отмечать, что на исход войны подействовали как внутренние, так и внешние факторы.
"Говоря о внешних факторах, следует отметить, что Армения воевала не только с Азербайджаном, но и с Турцией и наемными боевиками. Кроме того, нужно отметить, что мы не получили ожидаемой поддержки от союзников. Армения осталась воевать одна с этими силами", - отметил Айвазян.
Доблесть, гордость, стыд: о чем стоит вспомнить ко дню рождения Монте Мелконяна
Эксперт подчеркнул, что на сегодня есть две основные точки зрения, которые отражают мнения власти и оппозиции. Действующее правительство считает, что в сложившейся ситуации виноваты прежние власти, а оппозиция утверждает, что всю ответственность несут именно новые.
Айвазян полагает, что обе стороны неправы, были значительные упущения в вопросе строительства государственности, а также серьезнейшие проблемы и, возможно, козни в период премьерства Никола Пашиняна.
Главы России, Армении и Азербайджана - Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, озвученному президентом РФ, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок. Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта размещен миротворческий контингент Российской Федерации.
"Я признаю Арцах", или Упущенная возможность Армении
Оппозиция в Армении расценила случившееся как предательство национальных интересов, обвинила во всем правительство Никола Пашиняна и в ходе перманентных акций требует его отставки.