Как отметил Татоян, с точки зрения прав человека для этого утверждения имеется ряд оснований.
Прежде всего, по словам омбудсмена, регуляции относительно административно-территориального деления и вопросы определения государственных границ Республики Армения – однозначно разные явления, их нельзя отождествлять. Более того, государственную границу страны нельзя определять при помощи правил административно-территориального деления или даже брать эти правила за основу.
Омбудсмен подчеркнул, что упомянутый подход уже привел к серьезным проблемам для жителей приграничья, поставил под угрозу или даже нарушил гарантированные Конституцией РА права людей на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, на собственность, занятие экономической деятельностью. Этот подход поставил под угрозу также безопасность государственных границ РА.
"Наконец, при выборе подхода или принципа определения государственной границы нужно ответить, как минимум, на два вопроса: 1) ставит ли применяемый подход по угрозу неприкосновенность государственных границ Армении и безопасность страны; 2) ставит ли применяемый подход под угрозу или нарушает ли права жителей нашей страны, особенно, живущих на границе, и исходит ли из требования верховенства права", - говорится в заявлении защитника прав человека.
Границы были установлены еще в 2010-м: Пашинян об особенностях делимитации>>
С точки зрения омбудсмена, очевидно, что регуляции закона "Об административно-территориальном делении РА" касаются внутренней демаркации административно-территориальных единиц и не могут служить правовой основой для процессов определения границ с другими государствами. То есть, этот закон просто касается определения административных границ областей или общин Армении.
Следовательно, административно-территориальное деление может иметь правовое значение, если разграничение необходимо, к примеру, в вопросах, касающихся юрисдикции органов общин или органов территориального управления в областях.
"Определение или конкретизация границ административно-территориальных единиц внутри страны важна в тех случаях, когда, скажем, совершено преступление и необходимо определить, какое областное подразделение следственного органа будет расследовать дело или к суду какой территории это дело относится", - отмечается в заявлении.
Омбудсмен подчеркнул, что закон "Об административно-территориальном делении Республики Армения" нельзя толковать или, тем более, ссылаться на него в качестве правовой основы для определения и изменения границ нашей страны с другим государством.
"Для обоснования ссылки на этот закон неверно использовать аргумент, согласно которому он применим в процессе определения границ РА с другим государством, поскольку при описании внешних границ административно-территориальных единиц нашей страны использованы слова "Азербайджанская Республика" или речь идет о границах с этой страной. В процессе определения границ РА это максимум может выступать в качестве вспомогательного, второстепенного значения", - убежден Татоян.
Части территорий Сюника, передающиеся Азербайджану по предварительной "демаркации">>
По мнению омбудсмена, в случае с Азербайджаном, принятие за основу этого закона и публичная ссылка на него содержит в себе серьезные угрозы, даже если в законе есть погрешности, которые со временем так и не были исправлены.
Он подчеркнул, что вопросы определения и изменения государственной границы Армении, вопросы, связанные с приграничными районами и международным сообщением, регулируются законом "О государственной границе".
Данный закон обязывает при решении этих вопросов руководствоваться, в частности, принципами защиты территориальной целостности и безопасности Республики Армения. Согласно этому закону, охрана государственной границы – неотъемлемая часть системы обеспечения национальной безопасности Республики Армения.
С точки зрения Татояна, при определении государственных границ власти должны брать за основу основополагающий принцип уважения прав человека и верховенства права. Об этом свидетельствуют международные нормы и опыт.
"В целом, процесс определения границ должен быть подготовлен и осуществлен специальной рабочей группой или комиссией, они должны проводить работу на местах, для этого должны быть надлежащие правовые основания, нужно привлечь специалистов и т.д.", - считает защитник прав человека.
Он отметил, что, согласно международным требованиям, во время определения государственных границ, прежде всего, необходимо обратить внимание на права жителей приграничья, на вопросы, касающиеся их недвижимости или другой собственности. Необходимо заранее выяснить тех частных собственников, которые из-за процесса определения границ лишатся своей собственности (жилья, земельного участка, частного бизнес-объекта и т.д.). Нужно учитывать их право на получение компенсации.
"Как решат вопрос, пока не ясно": жителям 12 домов в Шурнухе дали время до 3 января>>
Согласно международной практике, одна из первоочередных задач государства в процессе определения границ – решение вопросов гарантирования безопасного использования жителями приграничья пастбищ и лесов, водных ресурсов.
"Иными словами, один из главных критериев заключается в следующем: гарантируется ли в результате процесса определения границ нормальные условия жизни населения приграничья, решаются ли вопросы использования или доступности жизненно важных объектов", - говорится в заявлении омбудсмена Армении.
Он отметил, что после прекращения боевых действий в Карабахе провел исследования в приграничных населенных пунктах Армении: в общинах Тех, Хнацах, Воротан, Хознавар, Аравус, Неркин Хндзореск, Капан Сюникской области, а также в общинах Гегамасар, Сотк, Кут, Норабак, Третук Гегаркуникской области. По его словам, обсуждения, проведенные с представителями местных властей и жителями общин, подтверждают, что люди столкнулись с серьезными проблемами и угрозами с точки зрения прав и обеспечения нормальных условий для жизни.
"К примеру, в одном случае люди лишились частных и общинных земельных участков сельскохозяйственного значения, возможности использовать пастбища, в другом случае поставлены под угрозу их права на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, собственность, в третьем – все эти проблемы возникли одновременно. Причем проблемы по своему характеру таковы, что приведут к явным долгосрочным негативным последствиям для нашего народа в целом", - считает Татоян.
Он убежден, что вопросы определения границ Армении с Азербайджаном нужно обязательно рассматривать в контексте гарантирования прав как жителей приграничья, так и Армении в целом (право на физическую безопасность и существование, жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, на собственность и др.).
Мы, наши горы, GPS… Или кто и как делит армянские земли>>
Омбудсмен также отметил, что в Азербайджане государственная политика пропаганды армянофобии и вражды не только не прекратилась, но еще больше стала развиваться, озвучиваются угрозы, касающиеся территории и населения Армении.
Более того, изучение выступлений и риторики президента этой страны свидетельствует об угрозах геноцида. Эти утверждения подтверждаются проведенными исследованиями и полученными доказательствами, составленными на эту тему докладами.
Следовательно, с точки зрения Татояна, все вопросы, касающиеся определения границ, должны быть тщательно изучены, оценены специалистами и проанализированы с правовой точки зрения, закреплены с помощью необходимых правовых оснований.
Он считает, что государство должно использовать результаты проделанной работы в политических и других переговорах для нахождения необходимых решений.
Напомним, в контексте процесса демаркации границ в адрес властей Армении звучит жесткая критика, их обвиняют в предательстве национальных интересов, пораженческой позиции и т.д. Отвечая на эти обвинения, Пашинян заявил, что Армения еще в 2010 году признала государственную границу с Азербайджаном на всех спорных сегодня участках. Глава правительства, в частности, обнародовал скриншоты тех фрагментов закона, которые фиксируют армяно-азербайджанскую границу в районе Соткского месторождения, расположенного в Гегаркуникской области Армении и граничащего с Карвачарским районом, переданным Азербайджану. В законе говорится, что "сельская община Сотк расположена в юго-восточной части Гегаркуникской области, с северо-востока и востока граничит с Азербайджанской Республикой".