Из всего, чем любим бахвалиться (или гордиться – кому как нравится), сегодня мало что осталось, но чего не было, того не было. В Армении никогда не было вытрезвителей.
Вспомнилось потому, что под конец года президент России Владимир Путин подписал закон о восстановлении в стране системы специализированных учреждений (вытрезвителей). Вспомнилось еще и потому, что навалившиеся на нас в последнее время беды и несчастья горькой не зальешь, а только усугубишь боль.
Не могу сказать, что живем в стране сплошных трезвенников, но чтобы напиваться до потери сознания, такое с нами бывает не так уж и часто. Иностранные гости спрашивали, как так получается?
– Так получается потому, - терпеливо объяснял я, – что сильно поддавшего на улицу никогда не выпустят, уложат дома до возвращения в потребное состояние.
– А если выпили в ресторане?
– Тогда проводят до дому, – говорил я, и это была чистая правда.
Другая особенность армянского застолья, позволявшая более или менее твердо стоять на ногах, это длинные и цветастые тосты, занимающие время, за которое, бросив торопливое "будем!", можно пропустить мимо рта пару-другую стаканчиков. Ну, и, конечно, качество вина, водки, коньяка: их начали подделывать к началу 80-х, а до того все было по-честному, все по совести, все по ГОСТ-у.
Ереванские приключения Ширвиндта, или Почему знаменитый актер больше не пьет сливовицу>>
Затеянная Михаилом Горбачевым антиалкогольная кампания прошла мимо Армении: руководитель республики Карен Демирчян виноградные сады от вырубки спас, министр внутренних дел Евгений Паталов вытрезвители приказал открыть (по форме), но его коллега в сфере здравоохранения Эмиль Габриелян зафиксировал, что по существу платить врачам-наркологам не за что: из-за полного отсутствия пациентов вытрезвители пустовали, а вскоре их закрыли.
Армяне, тем не менее, продолжали пить: больше всего, как принято считать, в Гегаркуникской области, где зима долгая и холодная, хотя и в другие времена года трезвенников там не очень много.
– Водка с утра не только вредна, но и полезна, – объяснял мне крепко вросший в гаварскую землю завмаг Арменак Торчян, угощая хашем, и был бесконечно прав.
– Литература бывает советской, антисоветской и литературной, – просвещал в Караундже заезжих собутыльников местный учитель литературы, уточняя, что знаменитая на весь мир тутовка не только проясняет мозги, но и позволяет мыслить нетривиально.
Председатель спорткомитета Армянской ССР Марат Нуриджанян на свадьбе дочери в ресторане "Ани" рискнул нарушить антиалкогольный закон, за что поплатился должностью.
– А как еще поздравить молодоженов? – спросил Нуриджанян второго секретаря, товарища Кочеткова на бюро ЦК.
– А чем напиток "Буратино" плох? – вопросом на вопрос ответил товарищ Кочетков.
"Вот Армения – это кино": о чем Андрей Битов предупреждал желающих приехать в Ереван>>
В том же году в Цахкадзоре в одноименном ресторане отмечали день рождения моего друга, полковника милиции Виталия Богомазова. Услышав о том, что спиртного не будет, я в это твердо не поверил. Между тем, алкоголя на столе действительно не было, но было слишком много для несладкого стола чайников: заварных, походных, электрических, не говоря уже о стоящем в центре стола самоваре. Содержимое этих конспиративных емкостей очень быстро подняло градус настроения, но все обошлось без взысканий и увольнений.
Говоря словами названного выше гаварского старожила, антиалкогольные годы были не только вредны, но и полезны. Да, во время "сухого закона" государство впервые согласилось пойти на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьей государственного бюджета (от 15 до 30 процентов). Но, с другой стороны, нет худа без добра.
Из сообщений статслужбы. В период действия антиалкогольного постановления в год появлялось по 5,5 млн новорожденных – на 500 тыс. больше ежегодного показателя за предыдущие 20-30 лет. А вот еще: слабых детей родилось на 8 процентов меньше, чем прежде. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года. Не менее важно: снизился общий уровень преступности.
Побочным эффектом сухого закона стала наркомания, но и здесь мы занимаем последние позиции среди стран региона и СНГ. Еще два года назад, как рассказывал главный нарколог Армении Петрос Семерджян корреспонденту Sputnik Армения, наркотиками в нашей республике "баловалось" чуть больше 6 тысяч человек, в то время как в соседней Грузии – 400 тысяч, в Иране и вовсе 3,5 млн.
Взлететь, чтобы не разбиться: с кем и с чем вступает Армения в Новый год?>>
Более свежими данными, к сожалению, не располагаю, но в силу своего возраста помню то, что известно не всем поколениям ереванцев. Где в далекие 50-е "кучковались" наркоманы и шла купля-продажа дури из конопли (на сленге наркоманов "план")? Вы не поверите! Местом сбора наркоманов моего времени был сквер прямо напротив прокуратуры республики, точнее, тот пятачок сквера, где в 70-е зажгли "Вечный огонь" в память об армянских революционных деятелях.
…Сможем ли мы в наши трудные дни и дальше жить без вытрезвителей и не маяться "плановой" дурью, чтобы не пришлось открывать новые наркологические диспансеры? Это зависит от нас. Будет и на нашей улице праздник, живите долго!