ЕРЕВАН, 13 янв — Sputnik. Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов прокомментировал недавнюю статью премьер-министра Армении Никола Пашиняна "Истоки 44-дневной войны". В статье глава армянского правительства в частности отмечал, что российские предложения по урегулированию конфликта не затрагивали статус Нагорного Карабаха и сводились лишь к теме возвращения Азербайджану семи районов.
В комментарии Попова, размещенном на сайте МИД России, отмечается, что под российскими предложениями, вероятно, подразумевается план поэтапного урегулирования, последняя редакция которого была передана сторонам в июне 2019 года сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
В основе этого плана, во многом совпадающего с Казанским документом, лежат базовые принципы урегулирования, среди которых возвращение Азербайджану на первом этапе пяти районов, а на втором – двух, причем – и это нужно особо подчеркнуть – в увязке с определением статуса Нагорного Карабаха.
Среди других отражающих интересы Еревана элементов первого этапа – признание за Нагорным Карабахом прав, обеспечивающих организацию полноценной жизнедеятельности его населения, участие представителей НК в заседаниях ОБСЕ, снятие блокады, открытие границ, принятие сторонами обязательств о неприменении силы и другое. Поэтому, с точки зрения дипломата, утверждать, что Россия предлагала вернуть семь районов "за просто так", забыть про статус и успокоиться – не соответствует действительности.
"Что касается вариантов решения проблемы окончательного статуса Нагорного Карабаха, то лежавшие в последние годы на переговорном столе предложения предусматривали в качестве конечной цели, цитирую: "определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения в сроки, согласованные сторонами, под эгидой ООН или ОБСЕ всенародного голосования, выражающего свободное волеизъявление населения Нагорного Карабаха и имеющего юридически обязательный характер в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом формулировки вопроса или вопросов, выносимых на голосование, не будут ничем ограничиваться, а любой результат голосования будет уважаться сторонами", - отметил российский сопредседатель.
Пашинян должен был принять "план Лаврова" уже в первые дни войны – Кочарян>>
Он в то же время добавил, что ширину и статус Лачинского коридора также предлагалось рассмотреть только на втором этапе с учетом возвращения Азербайджану Кельбаджарского и Лачинского районов.
Попов отмечает, что ни армянская, ни азербайджанская стороны не отвергали эти предложения, хотя полного согласия достичь не удавалось, но главное – переговоры велись на регулярной основе, вплоть до 2018 года, когда Ереван выдвинул новые подходы.
Напомним, главы России, Армении и Азербайджана – Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев, приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок.
Для контроля за прекращением огня и военных действий, в зоне нагорно-карабахского конфликта размещен миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.