Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Очередной раунд игры с новой администрацией Белого Дома Тегеран начинает с откровенно невыгодных позиций. Трамп чего- то не успел, где то опоздал… Или же все это затягивалось искусственно, с подачи Израиля.
…Была несвойственная Трампу агрессия
Разочарование Тегерана понять можно. Ведь казалось бы, все складывается благополучно. Предполагалось, что прорвавшаяся к власти команда Байдена, преодолев кордоны атаковавших Капитолий сторонников Трампа, с радостью скинет со своих плеч бремя американских санкций против Ирана.
Однако иранская дипломатия в какой-то момент либо подзабыла, либо не учла одну элементарную истину – в глобальной международной политике с легкостью ничего не дается. И уж тем более, если имеешь дело с высокопоставленными чиновниками и дипломатами из Соединенных Штатов Америки.
От такой соблазнительной и выгодной позиции на международной арене, какую оставил во взаимоотношениях с Ираном Трамп, нынешние наследники Белого Дома уж точно не откажутся. А позиция у США действительно соблазнительная.
Ушел Трамп со своего президентского поста, в буквальном смысле этого слова обложив своего идеологического соперника – Иран – по всем позициям и по всем параметрам. И дело не только о социально-экономической сфере (анти-иранские санкции действительно работают уже без него), но и в плане гораздо более серьезном, геополитическом. На последнем этапе своего правления Трамп показал отнюдь не свойственную ему, даже по отношению к Ирану, агрессию.
Трамп стянул в воды Персидского залива не только два авианосца, но и целый отряд американских и израильских ядерных подлодок, создав серьезную ударную группировку вдоль южных границ Ирана. Этому, конечно же, предшествовала масс-медийная атака на умы и сознание американского общества: мол, Иран грозит военными вылазками. Но этим дело не ограничилось.
Американский пузырь лопнул: восстановят ли США свой престиж на международной арене?>>
Целенаправленно и намеренно не отреагировав на агрессивную политику Турции в регионе Южного Кавказа во время последней карабахской войны, Трамп создал ситуацию, которой Анкара не преминула воспользоваться. Она завезла на территории вдоль всей северной государственной границы Ирана те самые бандформирования наемников, с которыми Тегеран вот уже который год воюет на дальних подходах к своей территории.
Тегеран тратит серьезные деньги, поставляя своим союзникам военных советников, оружие и боеприпасы, лишь бы сдержать волну, накатывающую с Запада (Сирия, Ирак). Кроме того, в результате последней Карабахской войны очень неприятным для Ирана результатом стало то, что Турция практически на правах хозяина вошла в регион, в котором не объявлялась ровно сто лет, тем самым оттеснив не только Россию, но и Иран.
Попытка Баку примирить двух союзников по карабахской войне
Каково же сейчас иранской дипломатии и руководству страны сознавать, что прорвавшаяся на Южный Кавказ Турция, со второй по численности армией в НАТО, в какой-то момент может вновь повернуться лицом к американцам?! И, возможно, какая-нибудь турецкая военно-морская база на Каспии вдруг, в одночасье, станет пристанищем не только турецких, но и всех остальных натовских войск?
Ведь может сложиться ситуация, которую иранская дипломатия не могла себе представить даже в самом кошмарном сне. А такой расклад отнюдь не исключен. Ведь не просто так Анкара, которая во время правления Трампа чувствовала себя более чем вольготно, сейчас вдруг подобралась - пытается любой ценой наладить отношения с нынешней американской администрацией.
Турция уже предпринимает конкретные меры для того, чтобы наладить близкие контакты с Израилем, видимо, надеясь через него вернуть благожелательное отношение из-за океана.
Поговаривают, например, что в Анкаре перестали принимать эмиссаров из палестинской группировки Хамас (чего Тель-Авив давно добивается). На международных масс-медийных площадках шушукаются о тесном взаимодействии MİT (турецкая разведка Milli İstihbarat Teşkilatı) с Моссад.
О попытке азербайджанского лидера Алиева примирить своих двух главных союзников по Карабахской войне (Турцию и Израиль) в последнее время не пишут, разве что, лишь те издания, которых вообще не интересуют ближневосточные реалии. А ведь для Ирана даже теоретическое присутствие Израиля в регионе – это Дамоклов меч. Но и это не все.
Ереван без козырей и турне Зарифа: почему активировался "отсиживавшийся" всю войну Иран>>
Трамп ушел с поста, оставив наполовину нерешенной свою главную, основную задумку. Он не завершил вывод американских войск ни из Ирака, ни из Сирии, ни из Афганистана. И сейчас тот же Иран оказался подпертым натовскими войсками не только с юга (Персидский залив), но и с севера. По большому счету, американцы обложили Иран и на западных, и на восточных границах.
Администрация Байдена поспешила откреститься от договоренностей, достигнутых Трампом, согласно которым Соединенные Штаты должны были вывести весь свой армейский контингент из Афганистана к началу мая текущего года. "Страны НАТО смогут продумать более обдуманную стратегию выхода из региона вместо поспешной, инициируемой экс-президентом Дональдом Трампом" - сообщили на днях источники Reuters.
Ожидается закулисный торг (уместен) и перетягивание каната
Именно с этих позиций и начинают очередную партию Тегеран и Вашингтон, устроившись за шахматной доской, именуемой СВПД (Совместный Всеобъемлющий План Действий) по иранским ядерным соглашениям.
И кто-то в подобной ситуации может вдруг предположить, что Соединенные Штаты Америки ни с того ни с сего откажутся от подобной выигрышной позиции в большой геополитической игре?
Между двумя странами предстоит многомесячный (а скорее – многолетний) торг и перетягивание каната. Вашингтон уже начал поочередно показывать сопернику свои козырные карты – соответствующие условиям возврата в рамки СВПД требования. Например – требование выложить на переговорный стол программы по баллистическим ракетам..
На днях помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан так и сказал: "Если мы сможем вернуться к дипломатии…, это приведет к созданию платформы, в рамках которой будут предприняты глобальные усилия, включая партнеров и союзников в регионе, в Европе и во всем мире, с целью устранения других серьезных угроз, которые представляет Иран, включая проблему его (Ирана) программы баллистических ракет".
Понятно, что ответ Тегерана был не просто отрицательным: "Возвращение США в ядерную сделку не произойдет автоматически, они вышли при помощи одной подписи, но не могут, еще раз поставив подпись, вернуться. Важнейшая часть – это снятие санкций" - выразил официальную позицию своего государства представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде. Словом, торг начался.
Южный Кавказ сейчас, или Как 44 дня войны в Карабахе перевернули регион>>
На самом деле следует понимать одно – каждая из сторон обязательно будет долго и упорно настаивать на своем. И это при условии, что восстановление статуса США в качестве действующего участника СВПД по большому счету устраивает обе стороны. Ирану как воздух необходимо покончить с этими санкциями, которые действительно душат и экономику, и социалку страны.
С другой стороны, это поможет США наладить отношения с европейскими участниками иранской ядерной сделки, Францией и Германией. Они достаточно настороженно принимали односторонний выход Трампа из СВПД, достаточно резко его критиковали, хотя и не рискнули пойти на прямое нарушение санкций. В любом случае Ирану с санкциями еще долго жить…