Алексей Стефанов, Sputnik
В ходе нашей последней встречи, почти три года назад, известный российский кинорежиссер Тигран Кеосаян говорил, что "любая уличная революция пугает, потому что это не эволюционный процесс", что опыт революций во всех странах мира "очень опасный". И сделал прогноз на ближайшее будущее, который почти полностью совпал с тем, что случилось.
"Армения пришла к ужасному поражению, депрессии и, насколько я знаю, тотальному желанию армян уехать. К сожалению, мой прогноз оправдался, потому что я и про войну говорил. И если бы не Россия, это все закончилось бы ужасно, допускаю военные действия на территории Армении", — говорит Тигран Кеосаян.
Иждивенческая психология и круговой самообман
"В 90-х годах война была окопная, контактная, а сейчас 75-80% жертв со стороны Армении – убитых, раненых было потому, что Азербайджан шел в ногу со временем и готовился к войне, а Армения, очевидно, почивала на лаврах по непонятным мне причинам. И, конечно, когда Пашинян сокращает военный бюджет, а на 90% от того сокращенного бюджета строит армейские столовые, получается то, что получается", — уверен Кеосаян.
В том, что вооруженные силы технически оказались не готовы к войне, Тигран Кеосаян винит не только премьер-министра Никола Пашиняна, но и бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, называя большущей ошибкой решение экс-президента Роберта Кочаряна предложить его кандидатуру в качестве преемника. При этом кинорежиссер отмечает, что причин, конечно, больше и основная - это блокада.
"В Армении была масса деятельных людей – там на камнях виноград выращивают, это же не отнять. Но блокада: нет работы, закрыты дороги. И с самого начала 90-х люди, которые понимали, что не могут прокормить свои семьи, а у них есть силы, идеи, желание, массовым порядком стали уезжать, абсолютно справедливо полагая: мы сейчас здесь закрепимся - в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Лос-Анджелесе, в Кейптауне и будем помогать огромному количеству родственников. У многих получилось. И так год за годом, десятилетие за десятилетием Армения стала лишаться самого активного класса, людей деятельных, двигающих вперед бизнес, и, как следствие, экономику", — отмечает Кеосаян.
Так, говорит он, появилась некая общность людей, которая вдруг ментально стала меняться, и "появилось то, чего никогда не было у армян – иждивенческая психология". Произошло расслоение общества - с одной стороны олигархи, а с другой люди, которые живут на то, что им пришлют.
"Когда блокада началась, жить в Армении было очень тяжело, а потом пришло ощущение, что как-то справляемся, атомную станцию открыли, через Грузию газ гоним. Но в том то и дело, что блокада и санкции рассчитаны на длительный эффект, - отмечает Кеосаян. – Все, кто участвовал в боевых действиях в 90-х годах, знали и помнили, что семь районов (в Нагорном Карабахе – ред.) были взяты в качестве предмета для будущего торга с Азербайджаном по примеру Голанских высот, как в Израиле. Но со временем при отсутствии каких-либо внутренних побед, прорывов, власть стала использовать победу 1994 года не так, говорить: ну как мы можем что-то отдать, мы же четверть Азербайджана завоевали".
А дальше, как говорит режиссер, Пашинян окончательно топором все разрубил – "нивелировал героев карабахской войны, сделал из них преступников, бомжей и маргиналов, полностью развалил, и я боюсь, коррумпировал армию и силовые структуры". Но при этом поддерживалась убежденность в том, что армия Армении сильна.
"Вот я живу в Москве, но получаю из Армении информацию, если чем-то интересуюсь, а там говорят, что с армией все хорошо, почему я должен не верить? Это был круговой самообман этнических армян, каким я являюсь. Когда приходит "соросовец", обманывая народ словами Бендера, что Запад нам поможет, хотя помочь в этой ситуации может только Россия – исторически, географически и просто по духу - он ведет в пропасть. И эта война оказалась доказательством моих слов", — возмущается Кеосаян.
Друзья азербайджанцы? Есть, конечно
Слова президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что армяне и азербайджанцы могут мирно уживаться вместе, кинорежиссер не считает таким уж пропагандистским заявлением: "Я из того поколения, которое прекрасно помнит, как в ереванском дворе моей бабушки около Оперного театра на скамейках спали ребята-азербайджанцы, которые привозили фрукты в продуктовые магазины. И мы с ними общались, стреляли друг у друга сигареты. Я помню, что в армии в моем взводе, было два азербайджанца, три грузина, один армянин, чеченцы, русские. Это была одна страна, где никто не спрашивал: ты кто по национальности?".
Кеосаян уверен, что, если бы к власти пришел Карен Демирчян, убитый во время теракта в октябре 1999 года в здании парламента Армении, он бы смог договориться с Гейдаром Алиевым – "оба ведь ЦэКовские" (члены Центрального Комитета КПСС - ред), "и к нынешнему времени ситуация была бы нормальная, потому что все понимали, мир – это в интересах обеих стран".
"А война жесткая штука – там столько бесчеловечного происходит с обеих сторон. Простить это тяжело. Армения как победитель была более великодушна, но сейчас все поменялось. Когда можно будет говорить о дружбе между нашими народами? Боюсь, не при нашем поколении. Это дело медленное, это поиск общих точек соприкосновения, выгоды, путей взаимного прощения. Мы простили немцев, а у нас были десятки миллионов убитых. Это дело времени. И, в первую очередь, в этом состоит задача руководителей. Потому что легче паразитировать, зарабатывать авторитет на ненависти. А ты будь на позитиве. Как Путин правильно говорит: давайте позитивную повестку найдем".
Тигран Кеосаян отмечает, что лично для него национальность также не стоит во главе угла и у него есть друзья-азербайджанцы. "Это и "Парни из Баку" - команда КВН, да и не только. Если не знать, что есть нормальные люди, вообще повеситься можно. Тогда бы все воевали со всеми".
А дальше что? Диктатура
"Я не понимаю, почему так долго держат Пашиняна. Мне кажется, чем дольше длится его нахождение у власти, тем больше он приходит в себя. Я считаю, что это ошибка. Его можно было бы поменять даже на этот столик и это было бы лучше. На площади нужно судить его и всю эту соросятину" - возмущается Кеосаян.
В ближайшей перспективе он видит внеочередные выборы в парламент, и приход к власти в Армении коалиции во главе с Робертом Кочаряном.
"А дальше только один путь, и я надеюсь, что им будут следовать – диктатура. Диктатура по жесткой прополке, очистке от НКО, от того, что мы в Москве называем либерастня. Приведение в порядок экономики, чтобы в течение полугода она начала работать на людей, чтобы они почувствовали облегчение. Возврат и стопроцентная кооперация с Россией во всем. Вплоть до введения рублевой зоны. Интеграция силовых структур, потому что понятно - чтобы не было войны, нужна сильная армия. И должна быть реставрация духа", – перечисляет Кеосаян.
Он считает, что Армения должна стать витриной правильной кооперации с Россией, совместной жизни с РФ.
"Я жесткий сторонник того, что Армения должна быть с Россией на основании либо союзного договора, либо чего-то большего. Потому что Армения - небольшая республика, она важна для геополитических интересов России, хотя это значение во многом преувеличивалось армянами, живущими в России, но с другой стороны - армяне исторически тяготеют к России и ничем это нельзя уничтожить. Даже Пашиняном".
Навального приготовили для нас, Пашиняна для Армении
Кеосаян признается, что есть в его биографии момент, за который ему стыдно до сих пор. В 1991 году он один день простоял на баррикадах, защищая Белый дом. Говорит, что, если бы мог "сегодня себя того грохнул бы".
"За что я стоял? За развал страны? Просто время проходит, ты начинаешь анализировать, понимать. Поэтому, когда сегодня этот молодняк выходит за Навального, то я их понимаю, потому что тестостерон. И надо побузить. Это так у нас у всех. Потом появляется жена, работа, дети, ответственность. Не до митингов. А потом становишься консерватором, потому что понимаешь – и так уже развалили, куда дальше-то. Поэтому у меня ощущение, что свой вклад в дерьмо я уже сделал. Побаловались в 91-м и хватит", - говорит кинорежиссер.
Кеосаян согласен с точкой зрения Роберта Кочаряна, который в интервью агентству Sputnik Армения сравнил Пашиняна с Навальным.
"Согласен ли я с Робертом Седраковичем, что Пашинян и Навальный похожи? В том смысле, что оба проходимцы? Что их кормит Запад? Что они оба предатели? Да, безусловно. Навального приготовили для нас, Пашиняна для Армении".
Возвращение Роберта Кочаряна в большую политику российский кинорежиссер считает смелым шагом, поскольку отношение к нему в Армении неоднозначное, "ему не могут простить то, что он привел к власти Саргсяна" и он об этом знает. "Но я надеюсь, что избиратели армянские вспомнят, что именно Кочарян был связан и с Карабахом, и с громкой потрясающей речью в ООН, и с последними моментами экономического подъема Армении, когда зарплаты и пенсии росли".
"Скажу проще: лидер должен "быть с яйцами". А он еще и очень умный, я практически уверен, что он сделал массу выводов", - говорит Кеосаян.
Он отмечает, что первого, кого предал Саргсян, был именно Кочарян. Кинорежиссер считает, что в команде этих партий должны быть люди, никак не аффилированные с разграблением и "скорее всего должны быть родившиеся в Армении российские армяне, чтобы даже запаха не было этого соросовского".