Астхик Сукиасян, Sputnik Армения
Психологи в Армении сражались на своем фронте не только во время карабахской войны: бои продолжаются по сей день. Они делают все, чтобы вернуть к нормальной жизни участников этой войны и родственников военнослужащих, оставшихся в живых или не вернувшихся с передовой.
О психологической помощи уязвимым группам населения рассказал Sputnik Армения кандидат психологических наук, доцент, психолог-консультант, эксперт в области судебно-психологической экспертизы Левон Саркисян.
Следует отметить, что благотворительный фонд "Диакония" уже длительное время реализует программу бесплатной психологической поддержки, направленную на психосоциальную реабилитацию пострадавших от войн. Программой могут воспользоваться участвовавшие в боевых действиях военнослужащие срочной службы и контрактники, добровольцы, резервисты и члены их семей, вернувшиеся из плена, члены семей пленных или пропавших без вести, а также близкие и родные погибших. Работы ведутся как индивидуально, так и в группах, очно или в онлайн режиме.
"Война - довольно тяжкое социально-психологическое явление, которое существенно влияет на жизнь, деятельность людей, а также ряд сфер социально-психологического характера. Война начинается и заканчивается, но оставленные ею психологические последствия еще долго будут жить в нас. Люди, потерявшие вследствие войны дома или родных, потеряли также связь с прошлым. Это довольно серьезная психологическая травма", - говорит Саркисян.
По его словам, в уязвимую группу входят также дети, которые гораздо более хрупкие в психологическом плане, для них война - гораздо более глубокая травма.
Саркисян подчеркивает, что хотя все эти годы армянский народ в плане вооружения и армии готовился к войне, но с психологической точки зрения общество было абсолютно неподготовленным.
"Эта война была специфической, особенно в плане психологической неготовности к ней, потому что долгие годы мы в статусе победителей считали, что Армения идет по пути расширения возможности, возрождения былого величия, "от моря до моря", и недооценивали возможные риски. Между тем у нас не было гарантий, что произошедшее в 90-е годы не повторится в нашем регионе. С этой точки зрения очень важна психологическая подготовка к возможному повторению войны", - сказал эксперт.
По его словам, и сейчас важно понимать: никто не может гарантировать, что случившееся не повторится, потому начиная с детсадов, школ и других социальных институтов необходимо готовить общество к таким явлениям. Это поможет обеспечить при таких ситуациях в будущем наиболее рациональную и адекватную реакцию, подчеркивает психолог.
К реализации программы привлечены 6 психологов, которые занимаются оценкой психологических проблем, ведут психологические консультации, психотерапию, психореабилитационные и психокоррекционные работы. При необходимости пациентов направляют к другим специалистам, в том числе к психиатрам. Программа рассчитана на год.
"Счастье армянина": как избавиться от синдрома "потерянной родины"
По словам Саркисяна, очень важно понимать, в каком случае нужно обращаться к психологу и как сориентироваться в вопросе выбора специалиста, поскольку сфера в Армении, мягко говоря, не контролируется.
"Если человек чувствует и понимает, что есть проблемы, которые долгое время не дают ему покоя, и он не может самостоятельно найти ответы на них, преодолеть свое душевное состояние, переживания, то можно предположить, что ему необходима психологическая поддержка", - говорит эксперт.
А как сориентироваться в выборе психолога? В ответ на тот вопрос Саркисян отметил: есть специалисты, которые работают со всеми и при любых проблемах, и это не говорит об их профессионализме. Общество должно понимать, что не существует специалиста-психолога, способного работать с любыми проблемами и со всеми возрастными группами.
"Очень важно, чтобы обратившийся за помощью спросил, с какими проблемами работает психолог. Это будет первым индикатором, по которому гражданин сможет сориентироваться, правильно ли он выбрал психолога или нет. К тому же, если психолог обещает, что через 3-5 встреч у вас все будет хорошо, значит, он не специалист. Многие, пользуясь состоянием посетителя, пытаются ввести его в заблуждение и получить побольше прибыли", - говорит Саркисян.
Для хорошего психолога очень важно не навредить пациенту. "Если он не понимает, не может сориентироваться в проблеме пациента, лучше проявить эмпатию, дать человеку возможность просто высказаться и уйти: никаких больше действий предпринимать не следует. Затем психологу обязательно нужно пройти супервизию (один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования. - ред.), чтобы понять, сможет ли он работать с этим посетителем или нет", - сказал Саркисян.
Он считает, что в таких случаях психолог должен направить визитера к другому специалисту или просто быть честным и сказать, что вопреки огромному желанию не сможет работать с данной проблемой.
Что касается сроков психологической помощи, то не существует инструмента, позволяющего спрогнозировать, сколько времени займет работа с той или иной проблемой и через сколько встреч она будет преодолена.
Саркисян убежден: чтобы армянский народ двигался вперед, мог стать сильнее, ему необходимо признать собственное поражение.
"Когда человека заставляют не признавать поражение, тем более не хотят понимать его переживаний, создается искусственная ситуация, и кажется, будто, подавив эмоции, можно построить будущее, но нет, мы должны принять, понять, почему мы потерпели поражение, чтобы двигаться дальше", - заключает психолог.
Воспользоваться программой можно, позвонив по телефонам 095244262, +37444470190 (Viber, WhatsApp) ежедневно с 10:00 до 18:00.