Армянским властям не пришлось долго искать замену Онику Гаспаряну, уволенному с поста начальника Генштаба. Все было предусмотрено. Итак, ГШ вновь поручили возглавить Артаку Давтяну. Премьер Никол Пашинян уже направил президенту соответствующее ходатайство. Оснований сомневаться в том, что Армен Саркисян подпишет указ, нет.
Давтян в 2018-2020 гг. работал в этой должности. В июне прошлого года он подал в отставку после скандала, связанного со свадьбой сына в период коронавирусного локдауна. На его место был назначен Оник Гаспарян. Спустя некоторое время Давтян был назначен начальником военно-промышленного комитета при министерстве высокотехнологичной промышленности, где проработал до ноября 2020 года. На этом же посту генерал в разгар войны в Карабахе в октябре 2020 года был командирован в Сюник с целью организации обороны южного региона Армении. Азербайджанская армия в тот момент уже была почти на подступах к Сюнику, артиллерия противника обстреливала приграничные населенные пункты и погранзаставы. В начале ноября он вернулся в Ереван, и спустя несколько дней был снят с должности главы ВПК.
Назначение Давтяна теперь воспринято среди военных – бывших и действующих, с изрядной долей негодования. Бывший глава ГШ Мовсес Акопян назвал это кадровое решение "последним гвоздем в крышку гроба армянской армии", а командир 3-его армейского корпуса Григорий Хачатуров потребовал отставки "неадекватного и безответственного" премьера, сменившего за неполных три года четырех глав Генштаба.
Собеседники Sputnik Армения в военных кругах неоднократно характеризовали Давтяна как весьма посредственного военачальника. "Как человек, может и неплохой, но как военный – обычный кадр", "никто не наносил армии такого урона, как Давтян и тот же Мовсес Акопян". Эти и другие нелицеприятные оценки звучали в ходе наших частных бесед с разными осведомленными людьми.
Примечательно, что наши собеседники ставят в один ряд Акопяна и Давтяна – двух заклятых противников. Именно Акопян на пресс-конференции в ноябре 2020 года обвинял Давтяна в утрате позиций в Нахичеванском направлении в апреле-мае 2018 года. Будущий глава Генштаба в тот период командовал корпусом, дислоцированным вдоль границы с Нахичеванью. По словам Акопяна, азербайджанские ВС тогда на ряде участков продвинулись на 6 километров, взяв под прицел приграничное армянское село Арени. Виновен ли Давтян в потере позиций, сложно сказать, но очевидно, что отступление армянских войск на данном участке не помешало генералу через несколько дней возглавить Генштаб.
Повторное назначение Давтяна сейчас – решение сугубо политическое. В условиях "мятежа", организованного ушедшим Оником Гаспаряном и верными ему генералами Пашиняну нужен человек податливый, легко управляемый, а Давтян, бесспорно, – один из таких людей. Особых амбиций за ним замечено не было, рядом с таким высококвалифицированным кадром, каковым был Гаспарян, фигура Давтяна блекнет и меркнет.
Вряд ли ошибемся, если скажем, что возвращение Давтяна на пост главы ГШ стало очередным свидетельством порочной кадровой политики действующей власти. На фоне поражения в войне, утраты значительного потенциала армянской армии и острой необходимости ее реорганизации и переформатирования, власти назначают на самую ответственную должность по принципу лояльности, а не профессиональных качеств человека. Такая неразборчивость, возможно, была бы приемлемой для других сфер, но только не для армии, которая и так находится в депрессивном состоянии после известных нам событий.
Вооруженным силам нужны люди с безупречной репутацией, столь же безупречными знаниями и опытом, способные поставить армию на новые рельсы, подготовить ее к современной войне. Люди с косными, консервативными взглядами не в состоянии задать нужный вектор развития ВС. Этого, похоже, не понимают и вряд ли смогут понять в нынешнем правительстве. Что впрочем, не удивительно. Достаточно вспомнить недавнюю историю с "невзорвавшимися "Искандерами" или же воззвание к демобилизованным военнослужащим "явиться в военкоматы с собственными касками и бронежилетами", чтобы понять всю глубину антагонизма между Пашиняном и военной тематикой.
Впрочем, одно "алиби" у старого нового главы ГШ все же есть – он не участвовал в активной фазе войны в Карабахе, и возлагать на него ответственность за ошибки и промахи, приведшие к катастрофе, не приходится. Премьер не раз доказывал, что вполне способен принимать эксцентричные решения. И "возвращение" Давтяна, скорее всего, из этой серии.