Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Напряженная ситуация, сложившаяся вокруг Ирана и ядерной сделки, действительно способна обеспокоить даже самых оптимистически настроенных политических экспертов. Ведь время идет, центрифуги в иранских ядерных лабораториях действуют, продолжая обогащать уран.
И даже утверждения Тегерана о том, что камеры, установленные в этих лабораториях специалистами из МАГАТЭ, продолжают функционировать и сохраняют информацию на протяжении трех месяцев, особо не успокаивают.
За кого будут "болеть" в Вашингтоне на иранских президентских выборах
Будет ли в итоге предоставлена эта информация специалистам - это еще большой вопрос. Иранское руководство утверждает, что сделает это лишь в случае, если в политических процессах вокруг СПВД будет прогресс (возвращение США в рамки "ядерной сделки" и снятие санкций). В противном случае информация будет уничтожена.
На самом деле сами Соединенные Штаты откровенно загнали переговорный процесс в тупик своими требованиями включить в Совместный всеобъемлющий план действий новые пункты, касающиеся внешней политики и баллистических программ Ирана.
С другой стороны, предстоящие в Иране президентские выборы сами по себе стали тем самым фактором, который тормозит любые инициативы не только Тегерана и Вашингтона, но и всех остальных подписантов иранской "ядерной сделки".
Ведь от того, кто в итоге победит в борьбе за кресло иранского президента - консерваторы или реформаторы, зависит практически все. В случае с реформаторами, чье крыло представляет, например, нынешний президент Ирана Хасан Роухани, есть надежды на то, что стороны на какие-то уступки все же пойдут.
Правда, Роухани сам участвовать в предвыборной гонке не имеет права согласно конституции - он досиживает на президентском кресле свой второй срок. А другого такого харизматичного кандидата от реформаторов на горизонте пока не вырисовывается. Того же министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа со счетов списывают в первую очередь, поскольку поговаривают, что среди консерваторов в Меджлисе (парламенте ИРИ) у него слишком много недоброжелателей.
Но это так, между прочим... Ведь на самом деле для посторонних расклад на внутренних политических подмостках Ирана - темный лес. Однако аналитики поговаривают, что в любом случае шансов у консервативного крыла иранской политической элиты гораздо больше.
Остроту момента и взрывоопасность ситуации понимают именно в Израиле
А если же на президентском кресле в Иране окажется кандидат от консерваторов, то возможностей заключить с Вашингтоном хоть какое-то полюбовное соглашение по СВПД становится в разы меньше. Понимают это и в Соединенных Штатах, и в европейских столицах-подписантах "ядерного соглашения". Но самое главное - к такому же выводу пришли израильские спецслужбы и политические аналитики.
Видимо, исходя именно из этого обстоятельства в Тель-Авиве вывели весьма тревожное логическое заключение. О том, что байденовская администрация попросту теряет драгоценное время, которое буквально уходит сквозь пальцы, словно песок в пустыне Негев. Ведь пока суд да дело, пока в июне в Иране пройдут президентские выборы, уран в центрифугах продолжит обогащаться.
И в итоге может сложиться такая ситуация, что Тегеран, где президентом стал представитель от "недоговороспособного" консервативного крыла, окажется намного ближе к созданию ядерной бомбы, чем сейчас.
Определенная логика в размышлениях израильских высокопоставленных дипломатов и чиновников налицо. Другое дело, что выводы, которые делаются в Тель-Авиве, действительно способны встревожить всех, кто хотя бы приблизительно представляет остроту момента и взрывоопасность ситуации в целом.
Лавров: нужно разработать синхронную схему возвращения Ирана и США к ядерной сделке
Воинствующая же риторика, раздающаяся из Израиля, свидетельствует о том, что именно там и остроту момента, и степень взрывоопасности ситуации осознают в полной мере. Осознают и готовы пойти на резкие телодвижения, не дожидаясь развития нежелательного сценария.
"Стремлениям Ирана к разработке ядерного оружия необходимо помешать. Очень хорошо, если это получится сделать в рамках мировых усилий. Но в противном случае мы обязаны будем действовать независимо от кого бы то ни было и защищаться сами", - это слова министра обороны Израиля Бени Ганца.
Ранее же израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху высказался на эту тему еще жестче, заявив, что его страна сделает все возможное, чтобы ни в коем случае не допустить получения Ираном ядерного оружия.
То есть следует понимать так, что для израильского руководства наличие у Ирана ядерного оружия - это всего лишь вопрос времени, которое нельзя давать противнику. А такой настрой предполагает превентивный удар по иранской инфраструктуре - альтернативы в Израиле не видят.
Пора бы США перестать "заметать мусор под ковер"
Изначально было понятно, что в Иране на подобную воинственную риторику попросту не могли не отреагировать. Тем более наивно было бы ожидать миролюбивого тона в ответах.
Министр обороны Ирана Амир Хатами, например, прокомментировал в соответствующем стиле: "Временами сионистский режим в отчаянии предъявляет большие претензии к Исламской Республике Иран, угрожая ей, хотя знает, а если не знает, то должен знать, что если он хоть что-то сделает, мы сравняем с землей Тель-Авив и Хайфу".
Днями ранее примерно в том же духе высказывался официальный представитель Корпуса стражей исламской революции (КСИР), бригадный генерал Рамазан Шариф: "Израиль… обязательно "получит отпор за преступные действия против иранского государства".
Словом, страсти разгораются, и следует понимать, что в случае превентивного удара со стороны Израиля по иранской военной и экономической инфраструктуре будет дан адекватный ответ. Ведь бить будет ЦАХАЛ по Ирану не только с воздуха (как обычно делается), но и с воды. Не говоря уж о том, что есть у Израиля в наличии и серьезные ракетные силы. То есть удар будет комбинированным и направлен не только по ядерным лабораториям, в которых обогащается уран, но и по другим объектам, будь то энергетическая или нефтеперерабатывающая отрасль.
И можно не сомневаться, что ударят израильтяне не только по всему побережью Залива (не зря же еще в декабре сюда приплыла ядерная подлодка, об уходе которой никто ничего не говорил), но и в Ираке, и в Сирии.
Соответственно, "ответка" будет не менее жесткой, ведь у Ирана есть немало своих баллистических "новинок", с которыми мир еще не имел повода познакомиться. А то, что при подобной мешанине в регионе будут затронуты, скажем, объекты, принадлежащие и другим странам, можно и не сомневаться.
Есть ведь там и Саудовская Аравия с целым рядом арабских стран, гласно и негласно поддерживающих Израиль. Есть и Соединенные Штаты, чьи авианосцы с сопровождением вечно курсируют в Заливе, а военных баз вокруг Ирана понатыкано, словно булавок в подушечку для шитья. Есть Турция, у которой свои виды на ситуацию и в регионе, и вокруг него.
Так что буча грозит получиться знатной, если Вашингтон будет, образно говоря, продолжать "заметать мусор под ковер" вместо того, чтобы решиться на снятие санкций…