ЕРЕВАН, 11 мая – Sputnik, Арам Гарегинян. Если мат, то только на доске. Такие слова могли бы стать девизом международного онлайн-турнира для тюремных заключенных, который проходит под эгидой ФИДЕ.
Два года назад шахматный турнир проходил в тюрьме в городе Армавир. В том же - 2019-м, из шахматистов составили сборную, которая на международном турнире (снова в режиме онлайн) заняла 4-е место. В этот раз армянская сборная сыграет с командами из Испании, США и России (победителями турнира 2018 года).
В организации матча — все, как на обычных шахматных турнирах: пять игроков, четыре доски (по силе). Кого за какую доску посадить – решает тренер. С шахматистами работает гроссмейстер Геворк Арутюнян, он обучил их общей стратегии игры и показал азы дебютной подготовки. Игра ведется с 10-минутным контролем (по 10 минут каждому на всю игру).
В минуты, когда писалась эта статья, армянские шахматисты завершили вничью матч с испанцами (2:2).
Часто повторяемая фраза "главное – не победа, а участие" здесь как никогда к месту. Чем больше "неблатных" занятий, тем больше заключенный чувствует себя не "вором", а человеком. По крайней мере именно в этом заключается заявленная цель организаторов турнира.
Экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, который много лет назад стал одним из первых организаторов подобных турниров, отмечал в своих интервью: шахматы – это еще одна ниточка, которая связывает человека с миром. Человек отсидел срок, вернулся домой, работы нет, а круг знакомых и друзей – все те же "блатные" да "приблатненные". До рецидива - один шаг, если не полшага. А шахматный клуб помогает занять себя чем-то другим, познакомиться с другими людьми и почувствовать себя другим человеком.
Правда, все это - если в районе или городе есть такой клуб (или хотя бы секция в Доме культуры). К сожалению, после распада Союза таких мест почти не осталось, отмечает в беседе с журналистами международный гроссмейстер и председатель Шахматной академии Армении международный гроссмейстер Смбат Лпутян.
"В Ереване есть районные шахматные кружки, но для детей. Для взрослых-любителей таких клубов у нас почти нет. В Ереване один, а в регионах - был в Мартуни, есть в Гюмри и Ванадзоре", — отметил Лпутян.
Правда, стихийных "клубов" немало – во дворах и беседках (что в свое время удивило тогдашнего президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова в один из его приездов в Ереван).
"Так или иначе, клубов для любителей теперь нет, и по возможности нужно их создавать", — отметил Лпутян.
Дисциплинирующее воздействие шахмат оценили настолько, что их разрешают даже в тюремных камерах, среди личных вещей заключенных (в отличие от азартных игр).
Естественно, все и сразу измениться не может. У человека есть представления о том, кто "в авторитете", а кто "фраер", и за день они не изменятся.
"Подготовить человека к нормальной жизни в обществе - долгий и сложный процесс, не одной программы и не одного дня. Но по мере того, как у человека появляются такие занятия, такие ценности, он по-другому смотрит на преступный мир и по-другому – на общественные и национальные ценности. В беседах с заключенными мы это в отдельных случаях видим. Но, повторю, за один день ничего не изменится", — отмечает в беседе со Sputnik Армения замдиректора Уголовно-исполнительной службы Минюста Армении Артак Арутюнян.
"Зачем разыгрывать то, что рано или поздно неизбежно случится, ведь смертность у нас в стране пока еще стопроцентная",— так сказал однажды Михаил Таль.
Не губить заживо себя и близких – вот в чем смысл и этого шахматного турнира.