Вечером 4 мая действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, которому было предоставлено время для формирования правительства, информирует президента страны Реувена Ривлина о том, что ему не удалось договориться о коалиции. На следующий же день Ривлин обращается к лидеру оппозиционной партии "Еш Атид" Яиру Лапиду с поручением сформировать кабинет.
У оппозиционного политика, который пользуется поддержкой 56 депутатов Кнессета (а он должен получить 61 из 120 голосов в парламенте), меньше месяца на создание кабмина. Казалось, у соперника Нетаньяху появился шанс.
Но удивительное дело! Уже 10 мая резко обостряется ситуация в Восточном Иерусалиме. Решение окружного суда о выселении 7 палестинских семей из квартала Шейх-Джарах в Восточном Иерусалиме приводит к столкновениям между арабами и израильскими силовиками. Стычки перерастают в ракетные удары, поступают сообщения о жертвах и раненых с обеих сторон.
К границе стянуты войска. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) объявляет о призыве 9 тысяч резервистов, а также анонсирует о начале воздушной и наземной операции в Газе.
Однако наземной операции до сих пор не последовало. Атаку провели 160 самолетов и артиллерия.
Почему Иран открыто не поддержал ХАМАС
Вслед за событиями в Восточном Иерусалиме появились экспертные мнения о том, что за обострением конфликта стоит Иран, который "руками арабов воюет с Израилем". Между тем, Тегеран в нынешней ситуации бросается в глаза как раз своей сдержанной позицией.
Иранские власти эмоциональнее отреагировали на поднятие флага Израиля над правительственным зданием Австрии, чем на сам факт столкновений в Восточном Иерусалиме. Замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи назвал действия Австрии "шокирующим и болезненным обстоятельством". А министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф и вовсе отменил свой визит в Вену, где продолжаются переговоры по восстановлению "ядерной сделки". Лишь 16 мая, на 6-й день эскалации конфликта, из Тегерана стали звучать более внятные заявления о поддержке палестинцев.
Чем вызвана подобная холодность Тегерана к нынешним невзгодам арабов и отсутствие активной поддержки движения ХАМАС? А тем, что власти Ирана, которые всегда считались одним из спонсоров этого "Исламского движения сопротивления", все еще помнят его действия в Сирии.
Во время сирийского конфликта ХАМАС примкнуло к поддерживаемым Турцией и Катаром ветвям движения "Братья-мусульмане", которые активно воевали против правительства Башара Асада (на стороне которого сражались как раз проиранские силы). Движение отвечало за военную подготовку Сирийской свободной армии и т.н. "умеренной оппозиции" в целом. ХАМАС, переметнувшееся на сторону Турции, потерпело в Сирии поражение. Однако ни в САР (где ХАМАС на протяжении многих лет пользовалось поддержкой династии Асадов), ни в Иране этого предательства не забыли.
Поле битвы - Иран: идет игра по-крупному, от ядерной сделки до баллистических программ>>
О том, что Иран держится в стороне от нынешних столкновений, свидетельствует и то обстоятельство, что шиитская организация "Хезболла" пока что не оказывает открытого содействия палестинцам. Пойдет ли все же Тегеран на активную поддержку палестинцев, покажет время.
А что же Турция, которая на протяжении последних лет позиционирует себя в качестве лидера исламского мира?
Обещания Эрдогана помочь, "как в Карабахе"
В отличие от Тегерана, официальная Анкара активно выступает с заявлениями, резко критикуя и осуждая политику Израиля, говоря о намерении "мобилизовать весь мир" против него. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара приступает к поддержке арабов в Иерусалиме "с той же решительностью, с какой поддерживала Азербайджан в Карабахе".
Султан выразил гнев по поводу "гнета террористического государства Израиль" и подчеркнул, что эта страна перешла уже "все границы".
Чем угрожает Эрдоган, говоря о такой же помощи, как в Карабахе? Неужто турецкие "Байрактары" взмоют в небо и начнут бомбить мирные города Израиля, как это было в многострадальном Нагорном Карабахе? Неужто турецкий спецназ будет проводить наземные операции на земле обетованной, как в карабахских районах (где азербайджанские военные в одиночку не справились бы)?
Слушая турок, перед глазами возникают страшные и грандиозные картины, которые, однако, несколько далеки от реальности.
Думается, что дальше "решительных" заявлений турецкого лидера дело не пойдет, хотя какая-то финансовая и дипломатическая помощь арабам, понятное дело, будет предоставлена.
Ах, да, забыли сказать: зампредседателя комиссии по международным делам парламента Турции Ахмет Берат Чонкар выразил мнение, что Анкара может отправить своих военных в Восточный Иерусалим, но… в составе контингента международных миротворческих сил. При этом сразу же добавил, что соответствующий запрос в парламент Турции пока не поступал.
Хватит поддерживать арабов, а то признаем Геноцид - Израиль знает слабое место Эрдогана>>
Если бы от Анкары исходила действительно серьезная угроза, то туркам отвечал бы не сын Нетаньяху, да еще в соцсетях, а сам премьер Израиля.
Пока же, вместо турецких "Байрактаров", "прославившихся" в зоне карабахского конфликта, арабам все еще приходится использовать самодельные беспилотники. ХАМАС не очень-то надеется на реальную и эффективную помощь из Анкары, раз спешит заключить перемирие с израильтянами. Руководитель политбюро ХАМАС Халед Машааль уже заявил о готовности группировки прекратить обстреливать территорию Израиля. Ответа с израильской стороны на это предложение все еще нет.
Промежуточный политический итог
На что рассчитывал Лапид, которому поручили сформировать правительство Израиля? Прежде всего, на коалицию с основателем новой партии "Ха-Ямин ха-Хадаш" ("Новые правые") Нафтали Беннеттом. Однако обострение конфликта спутало ему все карты.
Уже после начала столкновений Беннетт публично отказался от идеи объединения с партией Лапида "Еш Атид", поскольку в новую коалицию должны были войти депутаты из арабских партий, в частности — РААМ. Как заявил Беннетт, правительство не может опираться на арабские партии в период национальных волнений и военной угрозы.
Таким образом, Нетаньяху, которому был на руку небольшой конфликт с арабами, удалось достичь тактического преимущества – сохранить кресло премьера, пусть даже на время.
Однако оставаясь на посту, перед ним все еще стоит главная (в ближайшей перспективе) задача – сорвать планы Вашингтона и Тегерана по восстановлению иранской "ядерной сделки". От успеха этого "предприятия" во многом зависит и политическое будущее Биби.
Пойдет ли Нетаньяху на проведение наземной операции в Газе, чтобы вновь втянуть американцев в процессы на Ближнем Востоке и вынудить их активнее помогать Израилю?
США рвутся прочь с Ближнего Востока: кому доверят, на кого оставят американцы регион>>
Если премьер не рискнет и завершит этот раунд "вничью", то его тактическая победа, скорее всего, будет краткосрочной, и в итоге будет стоить ему премьерского кресла. С другой стороны, проведение наземной операции может привести к непредсказуемым последствиям. Так что премьеру есть, над чем подумать.
В любом случае эскалация конфликта с палестинцами – пример того, как Израиль "подстегивает" союзников на Западе для достижения своих стратегических целей.