Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Уже больше года обсуждения по налоговой реформе не продвигаются вперед. Такие вопросы и в обычное время решаются не очень гладко, а в сегодняшней обстановке - и тем паче. Вдобавок - скоро выборы. А какая власть согласится сказать избирателям накануне голосования: "Вы будете отчитываться обо всех своих доходах и заполнять декларации, а за учебу и медицину будете платить НДС"? Сказать такое – значит сделать лишний "подарок" оппозиции. Другое дело, что какая бы власть ни пришла после 20 июня - доходы увеличивать нужно. Как это сделать справедливо и без репрессий?
Учись и дай другим
Образование и здравоохранение в Армении не облагаются НДС. По оценкам Минфина, ежегодно бюджет недополучает из-за этого примерно 80 миллиардов драмов (чуть больше 150 млн долларов). Для сравнения, госзаказ на лечение онкологических заболеваний составляет почти в 20 раз меньше – 4,7 миллиарда драмов. То есть на эти 80 миллиардов можно качественно улучшить меры по профилактике и лечению рака, решить проблему гемодиализа, и, если говорить об образовании, на порядок увеличить количество бесплатных мест в государственных вузах или, что не менее важно, создать там новые современные лаборатории.
Вопрос только в том, что НДС платит не бизнес. Он включен в цену товара, и платить его будем мы. Мы - это и те, у кого доход намного выше среднего, кто может отправлять детей в дорогие платные школы и ходить в самые дорогие частные клиники, и те, кто получает 100 тысяч драмов (чуть меньше 200 долларов - ред), ходит с больным зубом, чтобы купить детям одежду или лекарства родителям. Ясно, что первые нуждаются в льготах намного меньше, чем вторые, но получают их намного больше (по той простой причине, что потребляют больше услуг без НДС).
Помочь, но не "тостами": экономист из Диаспоры хочет начать в Армении новый курс>>
Конечно, гражданам будет намного легче понять, что предлагают власти, если им покажут, что общество получит (пусть и не каждый лично, а общество в целом) взамен на новые налоги. Одно дело – просто сказать, что старые налоги не нужны, и совсем другое – показать, условно говоря, как за счет НДС с в "школах для богатых" будет финансироваться учебная плата необеспеченным студентам, или как НДС с элитной пластической хирургии поможет увеличить число операций для тех же необеспеченных. Чтобы ответить на эти вопросы, Минфин начал обсуждения с Минобром, Минздравом и другими ведомствами, но конкретных предложений пока не выработано, хотя проект изменеинй обсуждается уже около года)
Кроме того, нужно понять, как взимать этот НДС с богатых и не брать – с бедных. Здесь Минфин обсуждает две возможности: одна — брать со всех и увеличивать госзаказ для нуждающихся. Вторая – ввести налоговые декларации для всех граждан, как на Западе, из которых можно будет получать налоговые списания за расходы на лечение и учебу.
Естественно, ввести такие декларации и следить за миллионами документов в год – задача крайне сложная, а главное – тоже уязвимая для атак оппозиции ("хотят содрать с народа последнюю рубашку?!"). Идея всеобщих деклараций обсуждалась еще в 2018-19 годах, но развития не получила.
Каждый помидор
Сельское хозяйство не облагается НДС по той же причине - чтобы фрукты и овощи не стоили на 20% дороже. Правда, при этом возникает сложность, о которой мы много писали: если в цепочке НДС (производитель – оптовик – продавец) кто-то не платит НДС, то часть налога (дебет) приходится платить остальным. Исключение составляют фрукты и овощи на рынках, где перекупщики либо платят налог с оборота, либо вообще не оформлены как предприниматели. Но в случае с плодоовощными консервами или молочными продуктами, например, этот вопрос крайне актуален: бизнес закупает у фермера урожай, а НДС в готовой цене вынужден платить сам.
Это создает ряд проблем (например, крупные магазины отказываются брать товар или же требуют продавать его на 20% дешевле) К этому вопросу тоже хотели подступиться в 2018-19 годах, но затем до поры до времени оставили его. Понимая, что фермерам трудно вести налоговый учет (а уследить за 350-400 тысячами фермерских хозяйств очень сложно), теперь Минфин предлагает следующее: вычислить усредненный процент НДС, который "сидит" в цене сельскохозяйственной продукции. Ведь в ценообразовании винограда, персиков, баклажанов и т д. участвуют и товары, содержащие НДС (удобрения и т д). В размере этих процентов продавец сможет получить списание по НДС с продаж. Таким образом, цепочка НДС будет хоть как-то выстроена, в ней не будет сбоев, о которых мы говорили выше, и они не будут создавать проблем для бизнеса.
"Умный" армянский бизнес? Специалисты по энергоэффективности никому в стране не нужны>>
Еще одна важная тема, тоже связанная с НДС – это налог с оборота, который в Армении платят небольшие предприниматели. Ведение учета здесь упрощено, а налоговая нагрузка в два и более раз ниже, чем при обычном налогообложении - то есть при налоге на прибыль. В итоге у бизнеса появляется стимул занижать свой оборот, чтобы уйти в зону более низкого налога.
Поэтому Минфин предлагает не просто уравнять эти налоги, а сделать налог с оборота выше. То есть если он простой, то пусть бизнес доплачивает, чтобы пользоваться этой простотой. И тогда уже бизнес, наоборот, будет стремиться войти в зону налога на прибыль. Это предложение тоже пока находится на начальной стадии обсуждений. Оно, естественно, тоже может встретить сильное сопротивление со стороны малого бизнеса.
Рудники
Если верить финансовым отчетам, то многие рудники в Армении работают себе в убыток. Вот только два. Есть и другие, то есть речь не идет о конкретных компаниях, а о явлении в целом. А учитывая, что формула расчета ройялти (основной налог горнорудных компаний) зависит от годовой прибыли, то очевидно, что у рудников появляется стимул всеми возможными способами снижать официальную прибыль.
МВФ предлагает повысить налоговую нагрузку на эту отрасль. По всему миру Фонд предлагает вводить "зеленое" налогообложение, льготное для экологически чистого бизнеса и с повышенной нагрузкой – для тех, кто создает загрязнения. Но пока Минфин не собирается рассматривать такие возможности.
"Капиталисты"
А вот этим предложением МВФ в Минфине заинтересовались. Многие годы в Армении не облагалась никаким налогом прибыль от купли-продажи ценных бумаг или валюты (capital gain). Сравнительно недавно в Минфине начали обсуждать идею о налогообложении этого сектора, в том числе в рамках обсуждений с МВФ. Рабочая группа фонда недавно провела онлайн-обсуждение с армянскими коллегами). Для сравнения, повышение этого налога - один из ключевых пунктов финансовой политики Джо Байдена, для финансирования социальной программы American Families Plan (в размере 1,8 триллиона долларов). По объему финансовый рынок Армении – это тысячные доли процента — если не меньше —- от американского. Но и отсюда можно извлечь новые налоги (в частности, НДС), которые крайне нужны стране.
Армянский драм качнулся вверх: интервенция ЦБ и предположения на будущее>>
Брать больше налогов там, где льготы не оправданы, и повысить расходы там, где в них острый недостаток – вот основная логика предлагаемых изменений. Правда, до выборов их отложили в сторону. А жаль. Ведь агитация отшумит, выборы пройдут, а проблемы останутся — и потребуют решения.