Логика поведения властей, к которой мы привыкли: живи здесь и сейчас, хватай быстро и неси далеко. Люди ждут перемен, и они возможны на предстоящих выборах. Но если они проводятся не в странах, где справедливость выбора у гражданского общества в крови, а там, где власть и оппозиция всегда считают по-разному, то, как правило, выигрывает власть. Как получится на этот раз?
Армению сдувает с карты благополучных стран не потому, что она обречена на провал, а из-за дефицита воли к реформированию политической и экономической системы.
"Старые бедствия устранялись, но новые блага чувствовались слабо. Общество было довольно покоем, но порядок ветшал и портился, не подновляемый и не довершаемый. Делам предоставляли идти, как они заведены были, мало думая о новых потребностях и условиях. Часы заводились, но не проверялись". Русский историк Ключевский написал это о России XIX века, но подходит и к Армении времен всех трех президентов республики.
Если не говорить об остальном, а только напомнить, что долг каждого гражданина страны достиг сегодня 2960 долларов, то поводов для веселья и вовсе не останется.
Народы и страны любят сравнивать себя с другими, сегодня чаще всего с Китаем. Оглянемся и мы, чтобы напомнить о самом важном. Китай выстоял и индустриально заматерел, потому что главной задачей было не понравиться другим, а идти своим путем, заставить уважать себя и считаться с собой. Территория и население здесь ни при чем – посмотрим на сопоставимые с нами Исландию, Лихтенштейн, Монако и согласимся.
Опытность Кочаряна VS молодость Пашиняна: что лучше для власти в Армении>>
В Армении сегодня сложнее, чем когда бы то ни было. Если не сработают сдерживающие центры, страну в лучшем случае сильно задвинет в сторону, а то и разнесет в пух и прах. Эфир перегружен страшилками о перспективах, презрев весенний авитаминоз, многие готовятся организовать к началу лета вал митинговых протестов, чтобы положить друг друга на лопатки. Между тем, опасность опрокинуться на спину всем вместе более чем реальна.
Прогноз на случай, если над Арменией (как было на днях) грозовые облака, ветер порывистый, похолодание в атмосфере и "Никол – премьер!". Что тогда? Границы Армении по новым географическим картам, взлет эмиграции без сколько-нибудь заметного встречного движения домой? Все знают, что есть режимы, которые удобнее рассматривать издалека, чем жить при них: радость от общения с глазу на глаз часто мимолетна, как цветение абрикоса. Новые посадки ожидаемы.
В случае чего, само собой, в Ереван от Совета Европы подлетит кто-нибудь из "главных демократов", объяснит Николу Пашиняну (и.о. премьер-министра Армении – ред.), что значит жить правильно, потребует свободы узникам совести. А, может, не подлетит? С погодой и в Европе сегодня переменчиво.
Особенность набирающей в Армении силу "войны регионов": на карабахской волне можно однажды влететь во власть, а потом попытаться вернуться снова, но разжигая уже антикарабахские настроения, переходящие на наших глазах во "все против всех". На потеху надменному соседу. И много ли радости оттого, что одного неудачного лидера сменит другой, но без характерного акцента? Не говоря уже о том, что все мы друг другу – братья по крови, вследствие чего глупо выбирать какой "сукин сын" наш, а какой не наш. Проблема не в месте рождения.
"Тренажер для юнцов", или Почему Пашиняну придется "тянуть мазу" за всех>>
Тем временем напомнил о себе и первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Что, если вернется? В телевизоре увидим до боли знакомое лицо, сдержанно улыбнется: "Держите, мол, нервы в кулаке, я здесь по поручению Всевышнего…", повесит на спинку стула пиджак и, как дважды два, докажет, что "Процветающая Армения", по сравнению с АРФ "Дашнакцутюн", как детский сад рядом с винно-водочным комбинатом. Дашнакцаканов решит закрывать и объяснит, мол, чтобы и Армения осталась, и процветание было.
А что второй президент Армении Роберт Кочарян? Если попытаться предельно сжато о главном из заявленного: недовольные будут всегда, задача властей – своими действиями переводить их в разряд единомышленников; у нас руководят людьми, но не процессами; нельзя все поделить на всех, потому что всего мало, а всех много. Все так, как говорит, но слово – не всегда дело.
Опасения по Кочаряну: возникнув из политического небытия (относительного), расправят крылья персонажи, отторгнутые за политический авантюризм, казнокрадство или откровенную уголовщину. "Бывшие" становятся антонимами таких понятий, как "будущее", "надежда", "успех". "Вендетта и правосудие – разные вещи", – не считает лишним подчеркнуть Кочарян, но сторонники Пашиняна не принимают этих слов всерьез. Правда, за Кочаряном опыт умелого управленца, победителя войны, верного друга России, – все это его неприятелям трудно оспорить.
Объединяющие всех минусы. По наблюдениям многих экспертов, существующее "партийное меню" уже мало кого устраивает, возникающие из ничего партии стремительно теряют связь с реальностью, не просто яркие личности, а просто личности на политическом небосклоне встречаются все реже, а их ждут. На них надеются.