В прессу просачиваются сведения о том, что в последние месяцы участились случаи принятия ислама гражданами Армении. Речь об этнических армянах, прежде исповедовавших христианство, или же придерживавшихся атеистических воззрений. В начале недели стало известно об очередном таком случае, позволившем заметить уже фактически наработанный механизм, в создании которого просматривается "чеченский след".
Несколько сетевых и печатных изданий Чеченской Республики опубликовали на днях материалы о том, что с одобрения муфтия Салах Хаджи Межиева в столичной соборной мечети проведена процедура принятия ислама жителем Еревана Робертом Давтяном, специально приехавшим для этого в Грозный.
Обряд провел заместитель главы Духовного управления мусульман Чечни Арби Хабзиев, нарекший новообращенного именем Адам и преподнесшего ему подарки от имени муфтия. Издание "Ислам-ньюз" сообщило, что за несколько недель до этого в той же мечети в ислам был обращен 24-летний гражданин Армении Норайр Бабаджанян, также специально приехавший для этого в чеченскую столицу.
Газета "Аргументы и факты" в начале года писала еще об одном случае принятия в Грозном ислама этническим армянином, приехавшим из Еревана. До того помощник муфтия Муса Альбиев провел обряд по просьбе уверовавшего в Аллаха 27-летнего уроженца города Аштарак Анушавана Арутюняна, ставшего после этого Мухаммадом. Согласитесь, звучит необычно – Мухаммад Арутюнян.
Еще до этого в сети распространился видеоролик, запечатлевший конфликт между двумя чеченцами и неким армянином по имени Артур, принявшим ислам и обосновавшемся в Грозном. Словом, случаи обращения армян в ислам в Чечне далеко не единичны. Граждане Армении специально приезжают в Грозный, где все налажено для прохождения необходимых процедур. Вряд ли это происходит без ведома руководства.
Сведения о косвенном поощрении духовными лидерами Чечни "армянского ренегатства" не могут не тревожить. Это трудно назвать дружеским жестом. Еще больше удивляет тот факт, что данные факты предаются огласке и тиражируются. Ведь тема весьма щепетильная для того, чтоб освещать ее в прессе без должного анализа.
Замечу, что Армянская апостольская церковь старается воздерживаться от обращения мусульман в христианство, считая, что это может быть воспринято как "охота за душами". Мусульман в армянской церкви соглашаются крестить лишь в исключительных случаях. Например, если супруг или супруга заявителя является последователем христианства или же если заявитель собирается сочетаться законным браком с христианином или христианкой.
Не откажут также, если обратившийся в церковь документально подтвердит тот факт, что его предки в свое время были при разных обстоятельствах обращены в ислам. В любом случае в армянской церкви представителям народностей, традиционно исповедующих ислам, предлагают несколько раз подумать, прежде чем решиться на смену вероисповедания.
А если обряд крещения и проводится, то сведения об этом уж точно не тиражируются в СМИ.
Армения — светская страна, уважающая все религии. Граждане Армении, в том числе и этнические армяне, имеют право исповедовать любую религию, если речь идет не о деструктивной секте. К исламу никаких претензий нет и быть не может. Но в силу известных обстоятельств смена вероисповедания этнических армян может рассматриваться и как вопрос национальной безопасности. Дело в том, что уроженцы Армении, принявшие ислам и обосновавшиеся, к примеру, в России, очень часто оказываются в поле зрения иностранных спецслужб, рассчитывающих сделать их агентами своего влияния.
Известны конкретные случаи, когда азербайджанская разведка пыталась вербовать армян-неофитов. Бакинское сетевое издание "Aza.az" пишет: "В Москве, Сочи, Краснодаре, Махачкале и Майкопе сотни принявших ислам армяне признают несправедливую позицию Армении по Нагорному Карабаху". Таким образом, получается, что поощряя вероотступничество армян, имамы способствуют их превращению в инструмент влияния иностранных разведок. Ясно, что армянские спецслужбы не могут оставаться к этому безучастными.
Вторая причина интереса спецслужб к новообращенным армянам – сведения о вовлечении некоторых из них в радикальные исламистские группировки. Армяне, ищущие самовыражения в нетрадиционных для их нации конфессиях, зачастую оказываются людьми психически неуравновешенными. Именно по этой причине многие из них порой становятся последователями экстремистских течений ислама и даже пополняют ряды исламистских террористических организаций. Издание "SalamNews" писало: "Среди армян, принявших ислам, есть радикальные исламисты – последователи ваххабитского масхаба. Армяне-салафиты отправляются в Сирию воевать на стороне оппозиции".
Сведения об этом подтвердил изучавший тему старший научный сотрудник Центра проблем региональной безопасности Московского государственного института международных отношений Ахмет Ярлыкапов. В одном из своих интервью ученый заявил: "Тревожным звонком для Армении должны являться данные о появлении в террористических сетях армян-мусульман. Причем, речь здесь идет не об армянах, принявших ислам век назад в Турции. Это армяне обращенные в ислам лишь недавно. У этих людей армянские имена и фамилии, но, при этом, они тесно интегрированы в террористические сети".
Известно о нескольких случаях вербовки обращенных армян террористическими исламистскими группировками. В 2013-м издание "Кавказский Узел" сообщало о погибшем в бою Абу Мохаммаде Аль-Армини, воевавшем в Сирии на стороне джихадистов. Настоящее его имя Егише Карапетян.
Установлено, что житель Степанавана Арман Джанджугузян, в апреле 2017-го жестоко убивший в Гюмри российского военнослужащего, состоял в террористической организации "Исламское государство" (запрещена в ряде стран). Сам он принял учение Мухаммеда и наладил связи с исламистскими группировками в Греции, где проживал несколько лет до возвращения на родину.
В 2015-м фермер из Джизакской области Узбекистана, гражданин Армении Арамаис Авакян был арестован по подозрению в связях с ИГ. Армянином оказался и Михаил Алавердиев, причастный к террористическому акту, организованному в 2013-м году чеченцами Тамерланом и Джохаром Царнаевымив на Бостонском марафоне. Американская пресса называла его главным вдохновителем террористов Царнаевых.
Тбилисец Владимир Арутюнян, осужденный пожизненно за покушение в 2005-м году на тогдашнего президента США Джорджа Буша, тоже оказался мусульманином. Уже в тюрьме он отпустил бороду, изучил арабский язык и стал штудировать Коран.
Чаще всего сведения об обращении армян поступают из Турции. Власти этой страны активно поощряют смену вероисповедания со стороны трудовых мигрантов — выходцев из Армении.
В 2019-м в прямом эфире одного из турецких телеканалов известный теолог и телеведущий Нихат Хатыпоглу обратил в ислам 13-летнего армянского мальчика по имени Артур. При этом его мать, гражданка Армении, узнала о случившемся постфактум и пыталась подать на теолога в суд.
Сведения об обращенных армянах поступают и из Сирии. Там наши соотечественники принимают ислам под угрозой физической расправы. Арабское издание "AksAlser" сообщало об ультиматуме, который предъявили местным армянам исламисты, захватившие городок Кафр-Хамара близ Алеппо. Им было заявлено, что либо они принимают "истинную веру", либо их казнят.
Если в таких странах, как Турция и Сирия, смена вероисповедания зачастую происходит все же насильственным путем, то в России наши соотечественники принимают учение Мухаммеда вполне добровольно и сознательно. Есть сведения о мусульманских общинах этнических армян в Москве, Махачкале, Краснодаре, Майкопе.
Последователи учения Мухаммеда есть и среди сочинских армян. Имам Лазаревского района говорит, что "в мечеть сочинского поселка Головинка на пятничную молитву приходит немало армян". Известно, что армянином был убитый в 2014- году имам мечети Ярославля Абдулмаджит Хазрат, которого на самом деле звали Артур Манукян.
Сетевой телеканал "Алиф ТВ" снял фильм про влиятельного в прошлом криминального авторитета Вачагана Габриеляна, принявшего ислам в Астрахани и нареченного Нур-Исламом.
Что же привлекает в исламе людей, подобных Роберту Давтяну, Норайру Бабаджаняну, Анушавану Арутюняну, Егише Карапетяну, Арману Джанджугузяну, Вачагану Габриеляну? Этот вопрос следует адресовать не только психологам и социологам, но, полагаю, и иерархам Апостольской Церкви. Ведь в родных городах упомянутых лиц действуют армянские храмы, служат священники, архимандриты, епископы. Почему же некоторые ищущие духовной пищи армяне предпочитают вере предков чуждые учения?..