Уже не снятся кошмары: как работает программа психологической помощи военным в Армении
22:39 11.09.2021 (обновлено: 12:21 20.07.2023)
© Sputnik / Валерий МельниковВолонтер в форме передает лекарства пожилой женщине в Степанакерте (16 октября 2020). Карабах
© Sputnik / Валерий Мельников
Подписаться
После карабахской войны впервые в Армении была запущена государственная программа психологической поддержки. Психологи бесплатно работают с военнослужащими, принимавшими участие в войне.
Жанна Погосян, Sputnik Армения
"В офисе понимали мое состояние после войны, мне сказали не выходить сразу на работу, отдохнуть. Потом, когда вышел уже, пораньше отправляли домой. Но все равно, мне было чрезвычайно сложно каждый день ходить в офис, проводить весь день за компьютером… Я решил бросить работу, чтобы не мучить ни себя, ни своих коллег".
Это слова 31-летнего Эрика Мартиросяна (имя изменено по просьбе героя), программиста по профессии, участника 44-дневной войны в Арцахе. Прежде у мужчины никогда не возникало желания пойти к психологу. И даже после войны он не сразу начал искать психологическую помощь. Ходил на работу, общался с друзьями, занимался спортом, но военные воспоминания не давали покоя, кошмары войны не отпускали. Так жить стало невозможно. Эрик осознал, что ему нужна помощь и летом обратился в психологический центр.
"Хотел посмотреть, что скажет специалист, как я могу выкинуть все эти мысли из головы. Конечно, я был готов платить за услуги психотерапевта. Оказалось, что центр работает по госпрограмме и есть бесплатные сеансы для участников войны. Сначала было сложно выстроить мысли, все смешивалось. А теперь… Кошмары практически не снятся. Мы продолжаем работать с психологом", - делится своим опытом Эрик.
"Государственная программа", о которой говорит герой - первая запущенная в Армении госпрограмма психологической поддержки, о которой Sputnik Армения уже подробно писал.
Программа обеспечивает профессиональную психологическую поддержку семьям пропавших без вести и пленных, вернувшимся военнопленным, участникам войны и переселенцам.
© Sputnik / Aram NersesyanПосетители реабилитационного центра для военных инвалидов
Посетители реабилитационного центра для военных инвалидов
© Sputnik / Aram Nersesyan
Заведующий кафедрой военной психологии Ереванского государственного медицинского университета, а также главный психолог Центра психического здоровья "Интра" Хачатур Гаспарян говорит, что иногда работа с посетителями длится больше 8 сеансов (бесплатно предусмотрено минимум 8 – ред.).
"Возможно, у посетителя есть неврологические проблемы, с ним нужно больше работать, в связи с чем мы увеличиваем количество сеансов. В процессе работы поняли, что усилий наших 8 совместных центров психологической поддержки недостаточно, мы включили еще один такой центр из Арцаха, один из Лорийской области. Сейчас в программе работают более 60 психологов, а бенефициаров у нас - более 720 человек", - сказал Гаспарян.
По словам Гаспаряна, в Армении до сих пор существует много стереотипов о психологической поддержке, у людей нет культуры посещения психолога.
"Если нас беспокоит боль в животе, мы идем к врачу, если у нас болит зуб, идем к стоматологу, но в случае "боли в душе" мы думаем, что решим проблему сами. В 75-80% случаев это так и есть, но есть 20-25% случаев, когда проблему сложно решить без специалиста, и она только усложняется", - говорит Гаспарян.
Гаспарян приводит пример: когда принц Гарри в мае этого года в интервью американской журналистке Опре Уинфри сказал, что обратился к психологу после смерти своей матери, принцессы Дианы, то количество людей, обратившихся за психологической помощью в Великобритании, резко увеличилось.
"Люди увидели, что если принц идет к психологу, то и им можно. Если такие примеры будут и в Армении, если средства массовой информации, школы и семьи будут говорить о психологической помощи, наше восприятие посещения психолога изменится", - говорит специалист.
И хотя в психологии существует этический принцип - человек должен сам обратиться к психологу, с учетом армянского менталитета психологический центр сам ищет бенефециаров.
Соцработники центра "Интра" обзванивают потенциальных бенефициаров каждый день и сообщают, что есть такая услуга. По результатам работы одного дня, 6 человек из 34 хотели воспользоваться услугами психолога.
Гаспарян считает, что это лучший вариант, психологическая поддержка ни в коем случае не может быть обязательной.
"Слово "обязательное" в какой-то мере является синонимом фразы "против воли". В случае психологической поддержки это звучит противоречиво. Даже в физиологической медицине нет обязательной помощи. В наших силах лишь информировать людей и работать с теми, кто сам захочет этого", - говорит психолог.
Программа стартовала в мае и продлится до декабря. Как сообщили Sputnik Армения в пресс-службе МЧС, пока неизвестно, будет ли она продолжена.
"В конце этой программы правительство с учетом результатов примет решение", - сказали нам.
Хачатур Гаспарян согласен с тем, что результаты программы лучше покажут, какое у нее может быть будущее.
"Я считаю, что хотим мы того или нет, но должны продолжать программу. Для человека, потерявшего сына или родственника, пропавшего без вести солдата, война продолжается, проблема не решится за день", - говорит Гаспарян.
Обязательной психологической поддержки нет ни в одной воюющей стране. Однако некоторые страны, например, США, выделяют специальный бюджет на оказание бесплатной психологической помощи желающим.
Госпрограмма в Армении все еще продолжается, люди могут подавать заявки. Горячая линия программы: 060 834 777. После звонка на линию и сообщения проблемы гражданин направляется на встречу с конкретным психологом. Содержание консультаций находится под строжайшей тайной. Все восемь занятий программы бесплатны.
Отметим, что один психологический сеанс в Армении может стоить от 5 тысяч до 25 тысяч драмов (10-50 долларов), то есть общая стоимость восьми сеансов составляет от 40 тысяч до 200 тысяч драмов (80-400 долларов).