https://am.sputniknews.ru/20210922/ne-dayte-nashim-selam-ischeznut-assiriytsy-sobralis-u-parlamenta-armenii-33528554.html
"Не дайте нашим селам исчезнуть!": ассирийцы собрались у парламента Армении
"Не дайте нашим селам исчезнуть!": ассирийцы собрались у парламента Армении
Sputnik Армения
Село Димитров в Армении, созданное ассирийцами почти 200 лет назад, хотят упразднить как отдельную общину. Представители ассирийской общины призывают власти... 22.09.2021, Sputnik Армения
2021-09-22T14:53+0400
2021-09-22T14:53+0400
2023-08-12T12:24+0400
политика
армения
общество
культура
парламент
община
села
проект
язык
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/16/33524624_0:150:1600:1050_1920x0_80_0_0_1091b38efcb02d17ab318ee92e4b8f7c.jpg
ЕРЕВАН, 22 сен — Sputnik. Упразднение ассирийского села Димитров в Армении как отдельной общины может поставить под угрозу задачу по сохранению языка и культуры его жителей. Об этом представители ассирийской общины, проводящие в среду пикет у парламента Армении, заявили корреспонденту Sputnik Армения.В законодательстве Армении зафиксировано, что процесс укрупнения общин не должен затрагивать села, где компактно проживают представители нацменьшинств. Считается, что в крупных общинах им сложнее сохранить язык и культуру. Тем не менее, теперь село хотят присоединить к общине Арташат.В знак протеста против планов властей 22 сентября у парламента Армении собрались несколько десятков ассирийцев (из Димитрова и других сел), а также армянские жители Димитрова, решившие поддержать своих друзей и соседей. Сегодня в парламенте Армении этот вопрос обсуждают на слушаниях, на которые приглашены и представители ассирийской общины: руководитель общины Ирина Саградова-Гаспарян, староста Димитрова Арман Ионанов, а также служащий в Армении священник Ассирийской церкви Востока Никодим Юханаев.Уже не в первый раз ассирийские села хотят упразднить как отдельные муниципалитеты. Время от времени в министерстве территориального управления обсуждается вопрос то села Арзни в Котайкской области, то Димитрова, что недалеко от Арташата. Эти села до распада СССР были на 80-90% заселены ассирийцами. После распада Советского Союза ассирийцы начали уезжать оттуда, в том числе потому, что за землю и дома им стали предлагать выгодные цены: в Арзни дома покупают под дачи, в Димитрове – землю под фруктовые сады (село расположено в центре Араратской долины).Ранее жителям Димитрова пообещали, что село укрупняться не будет, но на днях, выступая в парламенте, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что "ассирийцев в селе всего 14%", сославшись на данные полиции.На самом деле ассирийцев в селе намного больше, отмечает в беседе со Sputnik Армения руководитель Федерации ассирийских общин Армении "Хаядта" Ирина Саградова-Гаспарян.Во-первых, в селе есть множество смешанных семей (у ассирийцев нет ограничений на браки с единоверцами), а во-вторых, десятки уроженцев села проживают в Ереване или за рубежом, но в селе у них остались родительские дома. Существенно то, что ассирийцы не только живут в этом селе, но и основали его почти 200 лет назад (в 1830-е годы), построив там два храма и одну родовую часовню. Первые армяне в этом населенном пункте (который тогда назывался Койласар) появились после 1915 года: местные ассирийцы принимали беженцев из Западной Армении и помогали им как-то обустроиться.Может возникнуть вопрос: чем укрупнение угрожает селу, ведь никто не станет выселять людей из своих домов или запрещать учить им свой язык?К сожалению, все не так просто, возражает Саградова-Гаспарян. Уже сейчас в сельской школе только одна учительница-ассирийка (преподавательница ассирийского языка). Причем на уровне дирекции школы и областной администрации многие годы сельчанам тем или иным способом рекомендуют отдавать детей в армянский, а не ассирийский сектор местной школы. В результате многие молодые ассирийцы знают свой язык лишь на разговорном уровне.К тому же, вот уже на протяжении нескольких лет сельчане пытаются через суд отстоять одну из своих церквей, на которую претендует Араратская епархия Армянской Апостольской Церкви."Нам говорят: не беспокойтесь, мы выделим дополнительные средства на программы по ассирийскому языку и культуре, но до сих пор таких программ не представлено", - отмечает Саградова-Гаспарян.В Совете старейшин села тоже большинство составляют армяне (только одна из семи – ассирийка). В свое время Совет старейшин принял решение передать указанную ассирийскую церковь (Пресвятой Богородицы, или, по-ассирийски, мат Мариам) Святому Эчмиадзину, не имея на это правовых оснований.Повторимся: большинство армян-старожилов села полностью поддерживают ассирийцев. Кроме того, представители двух народов, проживающих в этой общине, связаны родственными отношениями: среди местных армян немало ассирийцев по матери, а среди близкой или дальней родни ассирийцы есть практически у каждого (оба народа – христианские, поэтому ограничений на смешанные браки нет ни с той, ни с другой стороны).Для сравнения добавим, что несколько лет назад село Вакыфлы (последнее армянское село в нынешней Турции) решили слить с близлежащим муниципалитетом Самандаг (искаженное название горы Святого Симеона) на том основании, что села, где живет менее 500 человек, подлежат укрупнению (в Вакыфлы живет 135 человек). В то время армяне всего мира выступили с протестом, отметив, что это решение приведет к полному стиранию последнего, мельчайшего осколка армянской культуры киликийских времен. Поэтому жителям Димитрова непонятны попытки провести подобное укрупнение в самой Армении.Ассирийцы готовятся поднять в парламенте Армении вопрос о сохранении своих сел в республике, таких, как: Димитров, Арзни, Верин Двин (тоже недалеко от Арташата) и Нор Артагерс, близ Армавира.Все эти вопросы ассирийская община посредством федерации "Хаядта" уже представила в письме на имя министра территориального управления и инфраструктур Армении.
https://am.sputniknews.ru/20210922/assiriytsy-ne-khotyat-obedineniya-obschiny-dimitrov-s-drugimi-selami-armenii-33526997.html
https://am.sputniknews.ru/20210407/Assiriytsy-Verin-Dvina-pro-zhizn-istoriyu-voynu-i-ottsa-Nikodima-27074565.html
https://am.sputniknews.ru/20180919/v-armenii-priostanovlena-programma-po-ukrupneniyu-selskih-obshchin-kommentiruet-ministr-14552249.html
https://am.sputniknews.ru/20210922/v-armenii-ne-budut-obedinyat-obschiny-gde-kompaktno-prozhivayut-predstaviteli-natsmenshinstv-33522116.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/09/16/33524624_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_50776c4ac166a0ba287669cf73c88acc.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
политика, армения, общество, культура, парламент, община, села, проект, язык, новости армения, ассирийцы, власть
политика, армения, общество, культура, парламент, община, села, проект, язык, новости армения, ассирийцы, власть
"Не дайте нашим селам исчезнуть!": ассирийцы собрались у парламента Армении
14:53 22.09.2021 (обновлено: 12:24 12.08.2023) Село Димитров в Армении, созданное ассирийцами почти 200 лет назад, хотят упразднить как отдельную общину. Представители ассирийской общины призывают власти Армении пересмотреть разработанный проект.
ЕРЕВАН, 22 сен — Sputnik. Упразднение ассирийского села Димитров в
Армении как отдельной общины может поставить под угрозу задачу по сохранению языка и культуры его жителей. Об этом представители ассирийской общины, проводящие в среду пикет у парламента Армении, заявили корреспонденту
Sputnik Армения.
В законодательстве Армении зафиксировано, что процесс укрупнения общин не должен затрагивать села, где компактно проживают представители нацменьшинств. Считается, что в крупных общинах им сложнее сохранить язык и культуру. Тем не менее, теперь село хотят присоединить к общине Арташат.
В знак протеста против планов властей 22 сентября у парламента Армении собрались несколько десятков ассирийцев (из Димитрова и других сел), а также армянские жители Димитрова, решившие поддержать своих друзей и соседей. Сегодня в парламенте Армении этот вопрос обсуждают на слушаниях, на которые приглашены и представители ассирийской общины: руководитель общины Ирина Саградова-Гаспарян, староста Димитрова Арман Ионанов, а также служащий в Армении священник Ассирийской церкви Востока Никодим Юханаев.
Уже не в первый раз ассирийские села хотят упразднить как отдельные муниципалитеты. Время от времени в министерстве территориального управления обсуждается вопрос то села Арзни в Котайкской области, то Димитрова, что недалеко от Арташата. Эти села до распада СССР были на 80-90% заселены ассирийцами. После распада Советского Союза ассирийцы начали уезжать оттуда, в том числе потому, что за землю и дома им стали предлагать выгодные цены: в Арзни дома покупают под дачи, в Димитрове – землю под фруктовые сады (село расположено в центре Араратской долины).
Ранее жителям Димитрова пообещали, что село укрупняться не будет, но на днях, выступая в парламенте, министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что "ассирийцев в селе всего 14%", сославшись на данные полиции.
На самом деле ассирийцев в селе намного больше, отмечает в беседе со
Sputnik Армения руководитель Федерации ассирийских общин Армении "Хаядта" Ирина Саградова-Гаспарян.
Во-первых, в селе есть множество смешанных семей (у ассирийцев нет ограничений на браки с единоверцами), а во-вторых, десятки уроженцев села проживают в Ереване или за рубежом, но в селе у них остались родительские дома. Существенно то, что ассирийцы не только живут в этом селе, но и основали его почти 200 лет назад (в 1830-е годы), построив там два храма и одну родовую часовню. Первые армяне в этом населенном пункте (который тогда назывался Койласар) появились после 1915 года: местные ассирийцы принимали беженцев из Западной Армении и помогали им как-то обустроиться.
Может возникнуть вопрос: чем укрупнение угрожает селу, ведь никто не станет выселять людей из своих домов или запрещать учить им свой язык?
К сожалению, все не так просто, возражает Саградова-Гаспарян. Уже сейчас в сельской школе только одна учительница-ассирийка (преподавательница ассирийского языка). Причем на уровне дирекции школы и областной администрации многие годы сельчанам тем или иным способом рекомендуют отдавать детей в армянский, а не ассирийский сектор местной школы. В результате многие молодые ассирийцы знают свой язык лишь на разговорном уровне.
"Теперь, если Димитров станет одним из сорока сел в общине Арташат, то кто, сидя там, станет думать об ассирийцах? Нам скажут, что и без нас у них забот хватает. А ассирийский сектор в школе будут сокращать до тех пор, пока не закроют совсем", - уверена Саградова-Гаспарян.
К тому же, вот уже на протяжении нескольких лет сельчане пытаются через суд отстоять одну из своих церквей, на которую претендует Араратская епархия Армянской Апостольской Церкви.
"Нам говорят: не беспокойтесь, мы выделим дополнительные средства на программы по ассирийскому языку и культуре, но до сих пор таких программ не представлено", - отмечает Саградова-Гаспарян.
В Совете старейшин села тоже большинство составляют армяне (только одна из семи – ассирийка). В свое время Совет старейшин принял решение
передать указанную ассирийскую церковь (Пресвятой Богородицы, или, по-ассирийски, мат Мариам) Святому Эчмиадзину, не имея на это правовых оснований.
"Мы опасаемся, что со слиянием села эти процессы ускорятся, и наши села попросту перестанут быть ассирийскими. Мы не можем этого допустить", - поясняет Саградова-Гаспарян.
Повторимся: большинство армян-старожилов села полностью поддерживают ассирийцев. Кроме того, представители двух народов, проживающих в этой общине, связаны родственными отношениями: среди местных армян немало ассирийцев по матери, а среди близкой или дальней родни ассирийцы есть практически у каждого (оба народа – христианские, поэтому ограничений на смешанные браки нет ни с той, ни с другой стороны).
Для сравнения добавим, что несколько лет назад село Вакыфлы (последнее армянское село в нынешней Турции) решили слить с близлежащим муниципалитетом Самандаг (искаженное название горы Святого Симеона) на том основании, что села, где живет менее 500 человек, подлежат укрупнению (в Вакыфлы живет 135 человек). В то время армяне всего мира выступили с протестом, отметив, что это решение приведет к полному стиранию последнего, мельчайшего осколка армянской культуры киликийских времен. Поэтому жителям Димитрова непонятны попытки провести подобное укрупнение в самой Армении.
Ассирийцы готовятся поднять в парламенте
Армении вопрос о сохранении своих сел в республике, таких, как: Димитров, Арзни, Верин Двин (тоже недалеко от Арташата) и Нор Артагерс, близ Армавира.
Все эти вопросы ассирийская община посредством федерации "Хаядта" уже представила в письме на имя министра территориального управления и инфраструктур Армении.